Если вам хотелось узнать что-нибудь об истории фотографии, то наверняка вы набирали в поисковой строке «как выглядит первое фото» или «камеры 70-х».
В историческом центре Петербурга находится Музей истории фотографии. В нем представлена экспозиция, рассказывающая об этапах эволюции фото-индустрии.
Все начинается с небольшой комнаты. В ней экскурсовод рассказывает о том, что в Англии было принято фотографировать труп умершего родственника. Его приводили в «человеческое состояние» и сажали в естественную позу. Часто мертвеца снимали вместе с живыми родственниками, это называлось «постмортем».
Коллекция «фото-мертвецов» в музее выставляется впервые. Она не является частью музея, и работники надеются, что никогда не станет.
Перейдя из этой комнаты в первый зал музея, посетителю стоит наклонить голову. На низком потолке висит огромная хрустальная люстра — в прошлом собственность изобретателя химического раствора для проявления снимков. Это ателье Петербургского фотографа 19 века. Штативы, проявители, лупы — вещи, которые уже давно не нужны современным фотографам, в хаотичном порядке разложены на винтажном дизайнерском столе. Здесь располагается и мини-лаборатория для проявления снимков, а в центре зала стоит даже один из первых в мире фотоаппаратов! Его вес — около пятидесяти двух килограммов.
В 1881 году учёным Жозефом Нисефор Ньепсом был создан первый в мире фотоаппарат. Он хотел запечатлеть последние месяцы жизни умирающей жены, поэтому смог изобрести гелиограф, прототип нынешнего фотоаппарата, усовершенствовав похожее устройство того времени.

20160312_0059Следующий зал кажется мне самым интересным. Все стены заставлены полками, на которых в ряд стоят модели камер самых востребованных во все времена фирм. Например, «Nikon»1913 и «Кодак» 1881 годов. Так как в музее нет ни одного муляжа фотоаппарата, каждый имеет собственную историю жизни. Один из них в начале двадцатого века эксплуатировался военным фотографом. На его кожаном чехле гвоздем нацарапаны инициалы владельца. Ещё один фотоаппарат был найдёт на археологических раскопках двадцать лет назад. Вместе с ним — несколько снимков одной и той же женщины в разные годы.
Но, пройдя в следующую комнату, вы не сможете найти ни одного фотоаппарата. Три огромных шкафа-купе, сделанных на заказ богатым господином двести лет назад, — все экспонаты этого зала. Здесь располагаются аксессуары, наряды для фотосессий модниц 17-20 веков: пышнейшие кринолины, белоснежные пудры, и…мини-юбки с париками, похожими на шевелюру африканца.
Первая фотосессия состоялась только через десять лет после изобретения гелиографа. Конечно, долго позировать на прародителей современных камер не приходилось, после каждого кадра устройство необходимо было разбирать до основания и прочищать. В 1838 году Луи Дагер доработал гелиограф и изобрёл устройство, на которое была сделана первая фотография человека, ведь до этого качество фото было слишком низким, и снимкам людей предпочитались виды из окна. Кстати, первая в мире фотография так и называется- «Вид из окна», 1831 год.
Следующий зал является инсталляцией комнатки статистического советского фотографа. Стул, стол, пепельница и шкаф. Всего один фотоаппарат и развешанные по всей комнате фото — единственное, что напоминает о роде деятельности проживающего здесь человека.
В двадцатом веке фотографы считались люменами и презирались. Такое негативное представление о фотоискусстве было разрушено только к началу 90-х годов.
Выходя из последнего зала, посетитель видит ещё больше экспонатов, представленных в двух огромных витринах. Там лежат личные рукописи людей, связанных с фотоискусством, имена которых до нас не дошли. Различные секреты выигрышного позирования, раскрытые тайны «длинных ног» девушек из 60х, и ещё 1000 и 1 факт о фотографии всех времён.
Прошло более четверти века со времен изобретения первого фотоаппарата. До момента, как каждый смог опубликовывать фото в Instagram, фото-индустрия прошла серьёзный долгий путь. Все современные виды технических искусств пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, а после став незаменимыми в любой сфере жизни. Это действительно интересно: разглядывать подобный экспонат, зная, что он «помнит» ту эпоху, когда о цифровых камерах писали фантасты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *