Моя гавань

Рубрика: Красавчик второй · Автор: Понедельник, 7 Сентябрь, 2015

Моя гавань. Глазурь. Нежно-лиловая, вязкая, стекающая по холсту, в правом углу припорошенная белой сахарной пудрой. Кажется, что если дотронуться, то липкая глянцевая капля останется на пальцах. Но рядом, в воздухе, чувствуется не ее сладкий аромат, а свежий пробирающий морской воздух. Я ощущаю это, находясь перед картиной Поля Синьяка «Гавань в Марселе». Этот пейзаж выполнен маслом на холсте и написан по воспоминаниям художника о поездке во Францию. Работа принадлежит к примерам неоимпрессионизма — четкого и педантичного. Что же изображено на полотне? Если образно разбить картину на части, то слева мы увидим четыре фигуры — дом, башню, два маленьких суденышка, а в центре — четырехпарусный кораблик, а справа зеленый домик и белый столб дыма. Взгляд не концентрируется на фоне, а сразу перемещается на яркие детали. Именно это отличительная, не характерная черта для стандартного импрессионизма: на произведении обрывки композиции заменяются выделением центра в обрамлении «кулис». 7FhhOy0s97AПри втором, более внимательном взгляде, подойдя чуть ближе, я вижу, как частички произведения складываются в мелкую декоративную мозаику. Такого эффекта позволяет добиться техника пуантилизма или техника точечных мазков. Если рассматривать «Гавань в Марселе» хотя бы с двух шагов, то срабатывает оптическая иллюзия, и промежутки между точками сливаются в целое изображение. Лишь при третьем взгляде, не фокусируя внимания на образах, я погружаюсь в туман. Совсем белый сверху, он спускается вниз, наслаиваясь, и принимает новые, более густые краски — зеленые и синие. Вообще, фоновая гамма картины состоит из холодных тонов, каждый из которых играет свою роль. Розовый, самый пассивный из всех цветов в психологии, снижает агрессивность, белый дарит простор и ясность, а бледно-бирюзовый создает тот самый освежающий морской эффект. В эту композицию вкраплениями нанесены желтые, коричневые и зеленые элементы. Эти краски наоборот являются представителями теплой гаммы. Такую технику автор выбрал по его словам совершенно случайно: «Однажды вечером в гостинице я раскрашивал цветным карандашом неудавшийся набросок, неправдоподобно расцвечивая море и небо желтым, красным и лиловым, ослабляя краски от центра, занятого кораблем, к краям. И вот этот совершенно выдуманный эффект кажется более реальным, чем две другие картины, написанные по акварелям, сделанным с натуры». Мысли о мягкой глазури покрывающей полотно не оставляют меня и после длительного просмотра произведения Синьяка. Для меня эта картина, как легкий наркотик: от дымки начинает кружиться голова, кораблик расплывается в глазах, а ощущение свободы и близости воды помогает на секунды забыть о проблемах, которые существуют за пределами выставки.

Алина ИСМАИЛОВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *