На рубеже эпох

Рубрика: Пойдем в кино/театр, Эллина? · Автор: Воскресенье, 8 Декабрь, 2019

Трагические события 1969 года. «Семья» Чарльза Мэнсона (банда преступников, промышляющих жестокими убийствами знаменитостей и продажей наркотиков в Калифорнии. Они верили, в то, что черное население погубит белое и вели «межрасовую войну». Основываясь на этом и своих детских воспоминаниях, Квентин Тарантино создал свой девятый фильм «Однажды в… Голливуде». Но автор не делает из этого мрачную и грустную историю, он наполняет ленту яркими красками и событиями Голливуда того времени.

На мой взгляд, в своей картине Тарантино ностальгирует по времени расцвета Голливуда, по его «золотому веку», когда искусство кинематографа только зарождалось на «Фабрике Звезд», актеры проживали свои роли, рисковали жизнью, а зеленых экранов не было. Еще до того, как мода, хиппи и другие групповые объединения, принесли свои идеи, методы и способы развития, что и начало происходить в 69-ом. Режиссер снимает фильм о фильме. Главные герои – актер Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) и его единственный друг и дублер Клифф Бут (Брэд Питт). Они олицетворяют эпоху «уходящей в прошлое старой доброй Америки». Новая культура, пришедшая на смену «старой школы» и ценностям, с которыми они выросли, непонятна и неприятна им, но они вынуждены приспосабливаться к ней, чтобы «сохранить свое место под голливудским солнцем». Их дружба является «спасительным маяком», помогает не увязнуть в переживаниях, неудачах, масках и фантазиях. Они нуждаются в ней, не хотят отпускать, хотя каждый и имеет то, что делает их счастливыми: у Рика – это актерская игра и карьера, а у Клиффа – его пес, но только вместе они не чувствуют себя одинокими. Мужчины во многом, похожи, но режиссер также противопоставляет их образы. Если Далтон живет в будущем и прошлом, где он популярен и знаменит, то Буту хорошо и в настоящем, хоть он и делает вид, что похож на своего друга в его стремлениях.

Некогда успешный актер популярных в то время вестернов — Рик, вынужден сейчас играть второстепенные роли злодеев.  Герой окружает себя дорогими пижонскими вещами, всем своим внешним видом пытаясь доказать в первую очередь самому себе свою «крутизну». В одной из сцен он читает роман. На вопрос, о чем он, Рик начинает рассказывать о себе. Ему захотелось сочувствия, чтобы его не просто слушали, как было, например, в сценах съемок нового вестерна, а услышали. В этой сцене он не актер, а обычный человек Я думаю, состраданием к себе, он пытается привлечь внимание и напомнить всем, что он здесь, что — может войти в «новую эпоху».

Его друг – Клифф исполняет те роли, которые остаются незанятыми. Он не появляется без своих солнцезащитных очков, с одной стороны скрываясь за ними, а с другой – в любой момент готовый их снять, чтобы проявить свою силу или харизму. В сцене с Брюсом Ли, как мне кажется, режиссер сталкивает дублера с знаменитым актером, считающим себя лучшим. Клифф сражается с ним и дерется на равных, тем самым подчеркивается не только то, что дублеры ничем не хуже тех, кто в кадре, но и его физическая сила. Клифф жесток. Это показывается неоднократно, то безжалостно избил одного из хиппи, то даже после выкуренной кислотной сигареты сумел расправиться с теми, кто напал на дом его друга. На мой взгляд, его жестокость такое же средство защиты, как и маски Рика. Он вырос в «старом Голливуде», но и новые идеи не так чужды для него. Герой имеет чувство достоинства, он доволен тем, что имеет и не стремиться стать кем-то другим. Ему не нужны маски, он способен принять себя.

В противопоставление уходящему времени Рика и Клиффа идут две группы «новой эпохи». С одной стороны – романтичные идеалисты, не отвергающие старые идеи, но полные желания внести в киноиндустрию «свежее дыхание»: больше динамики, смелых и разнообразных проектов – Шэрон Тейт (Марго Робби), Роман Полански (Рафаэль Заверуха). Сцена, где миссис Тейт смотрит на фильм, в котором она играла, запомнилась мне больше всего, ведь в ней режиссер сталкивает маску и настоящего человека. В темном зале, окруженная незнакомыми людьми, которые не узнают ее, она чувствует себя счастливой. Начинает по-детски улыбаться, наслаждаясь своей работой и зрительской отдачей.

С другой же – озлобленные «революционеры». Те самые хиппи из секты Чарльза Мэнсона, сыгранные Остином Батлером, Маргарет Куэлли, Дакотой Фэннинг. Я думаю, что этими героями была выражена идея ничем не ограниченной свободы во всем, то что за внешней привлекательностью, скрывается жестокость. Они полны желания жить и хотят, чтобы весь мир был похож на их собственный, такую же маленькую общину, но выбирают легкий путь его изменения – через убийство. Но Тарантино смеется над ними, превращая их из страшных преступников в марионетки. Автор утрирует их диалоги, личности делает однотипными и непостоянными. Их поведение постоянно меняется: то они представляют как огромная шайка-ковбоев, которые не задумавшись раздавят тех кто слабее (герой Остина Батлера, Текс, предстает как один из их лидеров, в которого верят и знают, что он защитит их и прискачет на помощь), то это обычные озлобленные «на весь мир» подростки, которые не внушают ужас, даже убить нормально не могут. Из-за этого я почувствовала к ним только жалость.

Чтобы показать внутреннее состояние героев или настроения того времени, режиссер наполняет фильм яркими красками, контрастами. Он до мелочей прорабатывает детали, например, вывески магазинов, расписание фильмов, идущих в тот момент в кинотеатрах, или подбирает музыку только из хит-парадов тех лет. Одним из ярких символов являются машины, которые постоянно меняет Клифф. Когда он с Риком, они ездят на белой с легким желтоватым оттенком. Этот цвет означает внутренний покой, освобождение, веру в то, что в бескрайней тьме, будет проблеск света. Другой автомобиль – голубой, в нем Клифф всегда один. В ней он испытывает чувство свободы, только в ней ему не диктуют куда он должен отправляться и что делать. Он может поехать домой.

В финале «Однажды в… Голливуде» Тарантино переписывает историю, спасает Шэрон Тейт и награждает ее счастливым концом. Режиссер превращает историю, потрясшую мир своей жестокостью в комедию, сталкивая героев, которых не было (Рика и Клиффа) с реальностью. Случайности изменяют картину, ведь без актера и его дублера был бы совсем другой финал.


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *