Революция — это не дуэль

Рубрика: Пойдем в кино/театр, Эллина? · Автор: Понедельник, 30 Май, 2016

Наверняка каждый русский человек слышал о Декабристском восстании 14 декабря 1825 года, когда участники переворота боролись не за свои интересы, а за провозглашение демократических свобод крепостного народа. Спектакль «Последний котильон» режиссера Ю.М.Красовского, поставленный по мотивам пьес Бориса Голлера «Сто братьев Бестужевых», «Вокруг Площади», повести  «Петербургская флейта» и романа Голлера «Возвращение в Михайловское» на сцене Учебного театра «На Моховой», рассказывает об истории декабристов от задумки восстания до их казни.

Действие начинается с появившихся на сцене братьев Бестужевых: Николая, Павла, Петра, Александра и Михаила и их единомышленника Кондратия Рылеева.  Мы замечаем озорство братьев, когда они лечат пиявками заболевшего друга.  Все они еще мальчишки. Вот они подшучивают над слугой, который открыл для себя великую поэзию и постоянно читает стихи. Вот Михаил, окрыленный, примчался со свидания.

Кондратий Рылеев же выделяется на их фоне: он взрослый, самодостаточный мужчина — отец и муж, глава семейства. На сцене мы чувствуем особую эмоциональную связь между ним и его дочерью. Она,  как и положено любящей дочке постоянно крепко-крепко обнимает своего отца, целует в лоб, не хочет отпускать на роковую площадь. Девочке около 12 лет, она носится вокруг гостей в доме, играет с куклой, просит одного из братьев поцеловать ее игрушку. Через ее наряд — нежно-розовое платье – режиссер подчеркнул ее ребячество, невинность и непорочность. Она еще светлый ангел, который боится за отца. В эпизоде прощание Кондратия и дочери мы чувствуем, как он разрывается между моральными убеждениями и своей семьей, которую он бережет. Лишь поэтому его жена — Наталья — не знала о планах мужа и не ведала, что за гости постоянно присутствуют в их доме. Это неведение сводит женщину с ума. Она разговаривает сама с собой, ходит постоянно из комнаты в комнату или по кругу сцены. Благодаря этим метаниям мы понимаем: на душе у дамы не спокойно. Ее женская интуиция подсказывает, что что-то вот-вот случится. Через закрытое черное платье, символизирующее страх и смерть, художник по костюму передал ее внутреннюю тревогу.

Декабристы взяли на себя ответственность за людей, стали их поводырями, их голосом. Они, как лидеры, пытаются нести добро и управлять страной. Один из братьев Бестужевых сформулировал все значение восстания в одной фразе: «Революция — это не дуэль».  Ведь дуэль — состязание и поединок двух людей, а революция — шаг, на который идет толпа. Через «Русскую правду»  декабристы хотели добиться свободы для крестьян. «Нет сословий — есть гражданство»,- вот их убеждение. Недаром во время восстания на площадь выходили верующие женщины с библией в руках и читали молитву. Таким образом, режиссер хотел показать то, что даже Бог на стороне декабристов. Он поддерживает их смелый поступок.

Пугает резкий переход  данного действия к расстрелу, кровавой бойне невинных людей, борющихся за свои права. Технически зрители не видели насилия, данный эпизод выполнен в виде танцевального действия. Когда с неба падала первый снег, словно символизирующий новую жизнь, люди падали на землю и скатывались со сцены в потайной люк. Это действие выглядело действительно притягивающей и устрашающей. На полу кровь, красный цвет прожекторов был настолько красив и правдоподобен, что казалось, что реальные следы от тел жертв были на земле.

На площади погибли сотни людей. Массовость здесь задействованных актеров не случайна. Обилие героев указывает на то, что идеи революционеров касались всего народа. Но император их не понимал. Он многократно произносил это со сцены. Даже через его белый костюм, контрастирующий с темными у других персонажей, режиссер передал его «одиночество на троне», как выразился его брат.

В спектакле много пластических, музыкальных решений. Но это не просто чарующие мелодии: музыка увлекает всех и вдруг сбивает с ритма танца. Перед самим восстанием люди, словно фарфоровые куклы, замирают в танце в ожидании чего-то. Например, после мятежа был групповой вальс. Через эту деталь мы понимаем безразличие светского общества. Ведь люди умерли за идею, а ничего не изменилось. Люди так и танцуют, только уже  их движения омрачаются смертью. Это зритель понимает по картечи в руках у каждого персонажа. Возможно, это означает преданность царской власти, а возможно, желание постоять за свою жизнь.

Постановка заканчивается казнью бунтарей. По звону курантов в четырех башнях опускаются петли, и каждый «виновный» наказан. Но последние секунды свободы они вдыхали в унисон, стоя босиком, готовясь  к лучшей жизни, пусть не на этой земле.

Юлия ПРОКУДИНА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *