То, к чему хочется возвращаться

Рубрика: Пойдем в кино/театр, Эллина? · Автор: Понедельник, 16 Март, 2015

А откуда он взялся?. Этим вопросом Иван, герой дебютной картины Андрея Звягинцева «Возвращение», задается на протяжении всего фильма. Ни брат Андрей, ни его мать, ни сам внезапно обретенный отец не могут ответить. Он, будто ожив со старой фотографии, резко появляется в жизни мальчиков и, желая наверстать упущенные года, везет сыновей посмотреть на водопады. Эта поездка резко срывается из-за внезапно появившихся дел отца, но он, все же, решает взять детей с собой. Мы не знаем почему, куда и зачем они едут, да это и не важно. Главное, это то, что происходит между ними, между главой семьи и сыновьями. Во время путешествия отец, иногда весьма жестокими путями, старается научить своих детей быть мужчинами, заботиться о себе и отвечать за свои поступки, слова и действия. И у него это получается.
Сам сюжет, визуальная подача картины довольно скромные и лаконичные: практически нет неожиданных поворотов событий, больших городов, толп людей. Интересно, что режиссер не дает нам точного представления о времени и месте всего происходящего. Все это превращает «Возвращение» в какую–то быль или притчу. Народные и фольклорные мелодии, сопровождающие фильм на всем его протяжении только усиливают это ощущение.
В итоге, мы обращаем свое внимание лишь на отношения сыновей с отцом и братьев друг с другом. Все они связаны между собой очень крепким узлом, и если разговор заходит об одном, мы сразу все понимаем про другого.
Несмотря на сразу удачно сложившиеся отношения с Андреем ( со старшим из братьев), видно, что отцу больше нравится Иван (младший). Наверное, он видит в нем самого себя. Такой же своенравный, упрямый, свободолюбивый. С самой первой встречи Андрей называет новообретенного отца «папой». Иван же только холодно говорит ему «Здравствуйте». В начале фильма режиссер показывает отличия в характере братьев: прыгая с вышки вслед за всеми, Андрей показывает нам свой слабый характер, свою безвольность. Иван же, несмотря на возраст, находит в себе силы признать свои страхи, и поступить так, как он считает нужным. 6_9
Следующий за этим эпизод с погоней еще больше отражает властность и главенство младшего брата: Иван бежит за Андреем, желает его догнать. Однако прибегают они уже по–другому, первым оказывается Иван. Режиссер умышленно указывает его первенство в отношениях между братьями. Именно он ведет себя как «взрослый»: в трудных ситуациях – решает, как им с Андреем поступить, иногда даже приказывает ему. Но все меняется после смерти отца. Мы видим, как Андрей мгновенно взрослеет и отвечает внезапно оробевшему брату словами папы. Сразу символично и от того очень неестественно заблестят отцовские часы на руке Андрея. Именно они станут тем символом, который передаст старшему сыну отец. Мальчик занимает его место.
Несмотря на то, что на протяжении фильма изменения происходят почти в каждом герое, главной фигурой в фильме мы можем назвать именно Андрея (Владимира Гарина). Он становится мужчиной — таким, каким хотел его видеть отец. Мать мальчиков (Наталья Вдовина) из заботливой женщины с приездом мужа превращается в суровую и роковую. Отец (Константин Лавроненко) к концу фильма начинает открывать свои чувства сыновьям и в заключительном эпизоде бежит к вышке с криками «Сынок, сыночек!». Иван ( его роль исполнил Иван Добронравов) осознает всю ошибочность своих суждений и взглядов по отношению к отцу.
Если отойти от героев и посмотреть на общую картину фильма, в частности, на цвета, то можно увидеть, что единственным ярким акцентом становиться красная машина отца. Красный – цвет власти и мужества. Полное его воплощение.
Во время одной из остановок на пути их следования, мы снова встречаем этот цвет. Именно на красном матрасе засыпает Иван. Андрей же – на синем (синий цвет — цвет спокойствия и умиротворения). Эта деталь была не случайна. Звягинцев вообще очень трепетно относится к деталям, подчеркивая через образы и цвета характер изменения героев. Потом, уже после смерти отца, когда картина отношений братьев меняется, меняются и краски. Андрей засыпает на красном, Иван – на синем. Возвращение2
Вглядываясь в детали, мы находим еще много интересных символов. Мертвая чайка, на которую отец смотрит перед самой смертью, окно, в виде картины, где братьев показывают, будто заключенных в рамках. Наконец, вышка – символ мужества и мужского начала в человеке, появляющаяся в самых значимых эпизодах. Мы видим ее вначале, когда Иван боится спрыгнуть в воду. И в конце, когда он пытается пересилить свой страх, но за него это делает его отец. Во всех этих эпизодах явным союзником режиссера становиться вода. Ей тоже можно придать значение всех страхов Ивана. Даже когда отец, желая преподать ему урок, оставляет его одного на мосту – идет дождь. Уже в конце, когда Иван наконец принимает отца, тот тонет. Воду мы видим и встречаем почти в каждом кадре на протяжении всей картины. Будь то дальние просторы русских озер или капли дождя. Символика воды — это очищение и изменение, и именно это происходит со всеми героями фильма.
Вместе с тщательной проработкой деталей, режиссер наполняет свой фильм духовным смыслом. Библейские сюжеты мы встречаем на протяжении всей картины. Режиссер проводит аналогию образа отца с образом Бога. Он даже не дает своему герою имени, просто «отец» или «папа». Старую фотографию отца дети находят в иллюстрированной библии. На открытой странице мы видим сцену принесения в жертву Исаака его отцом Авраамом, которого архангел пытается остановить от убийства сына. Сцену за столом можно сравнить с полотном Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря». И отца мы видим сидящим именно на том месте, где сидит Иисус – в центре, во главе.
Мы видим два эпизода, когда отец предстает перед нами в образе распятого Христа. В первый раз, в начале фильма — спящим на кровати, когда он только появляется в жизни мальчиков. Символично, что это происходит именно в воскресенье. И в другой раз в конце, в точно такой же позе мы видим его в лодке, когда он 32Y83MnOxDWAKI4q0IB6Vm7E54dK5Pтонет. Когда он уходит от своих сыновей. Отец пострадал за своих детей, и, возможно, именно поэтому режиссер делает эти отсылки, сравнивает его с Богом. Потому что только благодаря его жертве мальчики усвоили урок.
Просмотр фильма оставляет неприятный, щемящий осадок. Будто все внутри переворачивается вверх ногами. Остается ощущение какой – то незавершенности и даже безысходности. Зачем же Андрей Звягинцев снял этот фильм? Чтобы заставить думать, чувствовать? Или еще раз раскрыть вечных «отцов и детей»?
В любом случае хочется пересматривать фильм еще и еще раз. Но каждый раз невозможно отделаться от мысли: «Вдруг сегодня все закончится по-другому?». Конечно, «по-другому» не заканчивается, однако с каждым последующим просмотром ты открываешь для себя все те, скрытые изначально грани, которыми Звягинцев так легко наполнил свой фильм. Фильм, который хочется обдумывать и к которому хочется возвращаться.

Анна ЛАТЫЕВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *