Условности, которые не терпят неба

Рубрика: Пойдем в кино/театр, Эллина? · Автор: Понедельник, 11 Май, 2015

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — это фильм, не относящийся к кино, под которое приятно хрустеть чипами. Он сложный, но впечатляющий. На первый взгляд кажется, что картина скучная и пустая. Однако, если присмотреться, то можно заметить огромное количество деталей, символичных моментов, переносящих нас в Средневековье, заставляющих задуматься над временем и своей судьбой. Фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», поставленный по одноименной театральной постановке — это иной взгляд на «Гамлета». Режиссер Т. Стоппард сумел удачно создать интерпретацию своей же пьесы. Несмотря на то, что это фильм, действие происходит как будто в театре. Первый кадр — выход актеров на сцену. Последний — выход за кулисы, в реальность. Ведь в его версии сюжет всё время следует за Розенкранцем (Тим Рот) и Гильденстерном (Гэри Олдмен), незначительными героями пьесы У Шекспира «Гамлете», а не за самим Гамлетом. Таким образом, произошла перестановка ролей: теперь два друга, о которых в произведении упоминается пару раз, стали главными. Розенкранц и Гильденстерн начинают жить с пробуждения и призыва к Гамлету. Ведь до этого момента, они не могли вспомнить, как они появились на свет. И что еще запутанней, они даже не знают, как кого зовут. Розенкранц и Гильденстерн очень похожи — два чудака способны вызвать улыбку. На протяжении всего фильма два друга пытаются что-то изменить. Но сценарий, по которому они будут действовать, уже прописан за них Шекспиром. Герои стараются осмыслить происходящее. Но их действия принадлежат автору. uHCRlXEDbVs
Все герои, которых придумал Шекспир, есть и в «Розенкранц и Гильденстерн…». Персонажи говорят простым языком. Как только два друга пресекаются с моментами из пьесы «Гамлет», из их уст доносятся выдержки из оригинальной трагедии. В фильме часто появляются страницы из пьесы: то летят по ветру, то предстают в виде флюгера, а в какой-тrOgnPa3CsWUо момент из них сложили бумажный кораблик. Словно пьеса стала живой и при любом удобном случае пытается напомнить о себе. Отсутствие неба в фильме предполагает нереальность и условность. Место действия меняется лишь несколько раз: то на природе встречают бродячий театр, то попадают в замок, то на корабль — словно это три больших акта, каждый из которых прячется под занавесом.
Интересно, что фильм, как и пьеса, длится 2 часа. Музыка здесь простая и спокойная — духовые инструменты уносят в европейскую деревню 13 века. Если сравнить пьесы того времени и этот фильм, то можно заметить некоторое сходство. В сюжете или много разговоров и нет действия, или наоборот — появляется динамика, но нет диалогов. Том Стоппард определенно хотел показать условность средних веков, то, что сейчас нам кажется фальшью.
Можно предположить, что именно из-за этого оператор намеренно избегал крупных планов. В кинокартине встречаются серые, розовые, бежевые и коричневые цвета. Нет ярких, насыщенных оттенков — все напоминает старые, пыльные, с трещинами декорации. Любопытно наблюдать за тем, как Розенкранц пытается доказать другу всевозможные физические теории. Но это все бесполезно, ведь они находятся в несуществующем мире, в театре, где законы физики не действуют. И зритель размышляет подобно Розенкранцу и Гильденстерну, подбрасывающих монету. Возможно ли, думает он, что друзья станут реальными людьми или же останутся персонажами?
Фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» наводит на размышления о судьбах и о ролях в реальности. Он полностью переворачивает представление о театре. Да, такие экранизации не всегда до конца понятны, но они, безусловно, влияют на человека.

Дарья КОРЗЮКОВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *