Взгляд в неизвестность

Рубрика: Пойдем в кино/театр, Эллина? · Автор: Понедельник, 30 Май, 2016

Фильм Сергея Соловьева «Нежный возраст » — это подробная иллюстрация жизни и судеб молодого поколения 90-х годов. Полный сумбур, бардак, нелепость, потерянность и неизвестность – так можно описать то время в стране, которое в своей кинокартине показывает Соловьев. На такой исторический период приходит юность главного героя Ивана Громова (Дмитрий Соловьев) и его одноклассников.

Иван Громов, думающий и внутренне сильный юноша, оказывается «лишним человеком». Он как бы наблюдает за своими сверстниками, а сам еще больше теряется и запутывается в окружающем – криминальной, разваленной России и сбившемся с пути обществе. Громов не становится наркоманом, как его школьный друг Вадик Юдин, не идет убивать, не становится торгашом на рынке как Жопа. Он все время внутренне одинок, единственное, что еще спасают его душу от полного отчаяния и дает ему силы – это Лена (Елена Камаева), дочка друзей его родителей, эмигрировавшая в Париж и сделавшая там карьеру топ-модели. Ее образ преследует Громова всю жизнь, это любовь не давала ему окончательно раствориться в том ужасе и неизвестности.

О жизни главного героя мы узнаем от него самого, он рассказывает о ней, сидя с забинтованной головой у военного психоневролога на приеме. Характерная черта фильма – это многослойность. Интересна здесь идея режиссера разделить фильм на части – «Идиот», «Отцы и дети», «Война и Мир» — названия совпадают с книгами из русской классики, темы которых перекликаются с происходящим в картине. В части «Отцы и дети» мы  в первый и последний раз видим родителей Громова, еще увидим отца Саледона, а остальных так и не узнаем. И это не случайно. Соловьев показывает нам, что эти дети из благополучных семей были брошены и оставлены одни в этот переломный момент. Символично, что при посвящении старшеклассников в пионеры  Громова, Супортовой и Евдокимовой, компания Громова вместе с ним воплощают свою задумку и запускают голубя с взрывчаткой. Рушатся все советские атрибуты, так же как и все советские устои. В конце мы видим, как падает костюм космонавта, который когда-то подарил дед Громова школе. Этот фрагмент с костюмом показался мне ключевым – молодое поколение переступает и отрицает все, чем гордилось старшее. Появляется свобода, но что это такое никто не знает. Это понятие подменяется на хаос и вседозволенность – можно раздеться догола на уроке химии, бросить школу, уйти на панель, состоять в гражданском браке с одноклассницей. Но Громов другой, он придерживается своих принципов и мнений. У Толстого в романе «Война и мир» Андрей Болконский не видит смысла в жизни и отправляется на войну, также поступает и персонаж Соловьева, уехав в Афганистан. Однако даже здесь прослеживается вся глупость и нелепость происходящего, бардак и неразбериха. Атмосферу полного сумбура поддерживает и музыка Энри Лолашвили, которая кажется все время не к месту. Громов, Мелкий, Жопа и Вадик Юдин крадут автомобиль под надзором капитана милиции Окунькова, а на фоне звучит игривая мелодия. И таких специальных нестыковок много.

«Нежный возраст» несмотря на всю анекдотичность, гротескность получился печальным, неслучайно это драма. Кажется странным, что все, о чем нам говорит фильм, было совсем недавно. Трудный был  переход от социализма до нового общества. Страшнее всего, что люди страдают от этих бесконечных изменений, революций, смен власти. Их судьбы никого не волнуют, государству они не нужны. Их жизнь становится ничем на фоне всех перестроек и переделов, которые вряд ли на такой почве смогут сделать жизнь этого народа лучше.

                                                                                                            Ольга МАЛЬЦЕВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *