Индийцы говорят «свобода»

Рубрика: События · Автор: Вторник, 12 Март, 2019

Махатма Ганди — индийский политик, который боролся за независимость своей страны. Махатма разработал философию ненасилия — «сатьяграха», важность которой — это обращение к совести человека; превращение соперника в друга. Индийское правительство почитает Ганди и то, что он сделал для независимости Индии, поэтому индийцам важно, чтобы и в мире продолжали помнить политика. Регулярно индийское посольство устраивает посвященные Махатме цифровые выставки в разных странах. В этом году, приуроченная к 150-летию со дня рождения Ганди, выставка состоялась и в Академии им. А. Л. Штиглица.

Интерактивная экспозиция, посвященная общественной деятельности Махатмы Ганди, проходила 13 февраля в Зале Совета. История становления Махатмы освободителем Индии рассказывалась с помощью цифровых инсталляций. Например, небольшой экран, стоявший в середине зала, показывал панорамное изображение в 360 градусов штаб-квартиры Ганди, Ашрама Сабармати, в индийском городе Ахмадабаде. Из Ашрама с 78 единомышленниками 12 марта 1930 года Махатма вышел в соляной поход против повышения налога на соль, введенного британцами. Увеличение налога заставило тысячи жителей Индии начать самим нелегально производить соль. В результате индийцы присоединились к маршу. Несмотря на то, что Ганди арестовали, как и 80 тысяч протестующих, поход привлек внимание общества и послужил причиной новых бунтов.

Об этом событии и самом «отце индийской нации» можно узнать из фильма, который транслируется на еще одном экране. Рядом с монитором лежат черно-белые фотографии Ганди: вот его небольшой письменный стол запечатлен в беспорядке, но личные рукописи с краю сложены в стопку, а на другой карточке Махатма позирует со своей семьей. Есть и фотография с городским пейзажем: по улице Индии вдоль трактиров следуют друг за другом двухэтажные повозки с лошадьми.

Эти фотографии — не единственные в зале: портреты Ганди и его изречения о философии скомпонованы в коллажи на больших полотнах. Стенды с полотнами расставлены вдоль стен. Одна цитата мне запомнилась больше всего: «Никто не сможет ранить меня без моего позволения», — мне кажется, она точно передает позицию Махатмы в его борьбе против угнетения индийцев. Ганди созывал свой народ мудро показывать силу и не бояться ограничений, но никому не разрешать лишать себя прав. Согласно философии Махатмы, обращение к совести противника эффективнее, чем насилие и угрозы. Ганди считал гражданское неповиновение и отказ от служебных титулов признаком силы.

В середине зала – столы, на одном стоит бюст Махатмы и его биография, написанная в 1924 году Роменом Ролланом. На другом столе же я вижу чаркху — это традиционная индийская прялка и символ философии Ганди, «сатьяграхи». А символом она стала потому, что в один момент, чтобы показать независимость своей страны перед Англией, Махатма призвал индейцев перейти на самообеспечение и перестать покупать английские товары. Чтобы сделать себе одежду, Ганди и сам сел за прялку. В результате английские культурные традиции перестали почитаться, а торговые компании понесли убытки.

О значении чархки и о том, как организовывали выставку, рассказала мне Людмила Михайловна Кирсанова, организатор мероприятий в художественной академии: «Для проведения экспозиции индийскому посольству требовался зал в 200 квадратных метров, чтобы поместилось интерактивное шоу. Зал утвердили, и в субботу, утром девятого февраля, приехал фотохудожник-координатор, который всего за день обустроил полностью помещение»

Меня не удивило, что все было организовано быстро: объекты в зале простые, их немного. Но все они передают часть истории Махатмы. Я пришла сюда, не представляя, что меня ожидает: о Ганди мне ничего не было известно, меня это не интересовало. В какой-то момент мне даже стало стыдно: я совсем не знала о том, что происходило в истории Индии. Но вот с его философией я не совсем согласна. Возможно, если бы индийцы проявляли агрессию, они бы быстрее избавились от британской зависимости.

В зале все еще никого нет, тихо. Даже документальный фильм больше не идет. Я представляю улыбчивого старичка: на лбу почти нет морщин, руки худые, но не немощные. На фотографиях он невысокого роста, и это заставляет меня удивиться. Почему-то с виду невзрачные, маленькие люди часто совершают для истории что-то немалое и важное.


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *