«Маски» Хорн

Рубрика: Информация, События · Автор: Вторник, 22 Ноябрь, 2016

В детстве мы хотели взглянуть на иную реальность, познать неизведанное и перенестись в пространство, где многое неясно, но все возможно.
Творчество немецкой художницы Ребекки Хорн теперь и петербуржцам поможет отвлечься от обыденности.
В Мраморном дворце в октябре этого года проходит выставка «Берлинские упражнения в 9 частях». Эта видеоработа продолжает программу «Немецкий видеоарт в Русском музее», подготовленную совместно с Гёте-институтом Санкт-Петербурга и «Видео-форумом» Нового берлинского художественного объединения ещё в середине мая. Увидеть экспозицию можно в последнем зале «Музея Людвига» — музее современного искусства в Мраморном дворце. В центре помещения стоит большой экран, показывающий перформансы Хорн. Ролики демонстрируются непрерывно. В первом из них художница царапает две стены одновременно, используя при этом перчатки, напоминающие длинные иглы. Во втором девушка повторяет движения какаду, заставляя птицу сильно нервничать.»Танец перьев», прикреплённых к плечам, показывается в третьей части. В четвёртом ролике Ребекке и ее партнеру требуется пройтись по комнате со сцепленными ногами. В пятой части изображена пара красных рыбок, исследующих человеческое тело, синий оттенок которого создаёт иллюзию морских глубин. В кадре видно, что управляют ими с помощью деревянных палочек. Шестое «упражнение» заключается в соприкосновении пространственных отражений путем совмещения нескольких зеркал. Также зрительскому вниманию будет представлена «безумная стрижка» обеими руками — Ребекка безжалостно обстригает свои шикарные рыжие локоны парой ножниц, — и съемка человеческого тела при резком приближении.
Видеоработы Ребекки Хорн относятся к артхаусным видам искусства. Для них не существует точного объяснения, каждый из нас трактует ее творчество, как сам того пожелает.
На ранние работы художницы повлияла феминистская критика общества. В конце 1960-х — начале 1970-х Ребекка сильно заболела, не зная о пагубном воздействии стекловолокна на легкие. В этот период она столкнулась с полной никчёмностью женской сущности и присоединилась к популярному в те годы движению арт-феминизма, создавая перформансы, «расширяющие тело».
Протест Ребекки можно заметить уже в первом ролике: перчатки удлиняют пальцы до неимоверных размеров, заполняя все помещение, а звуки скольжения железа раздражают слух. Хорн с издёвкой относится к зрителю, ясно давай понять, кто именно должен занимать главенствующее положение в жизни.
Когда я пришла на выставку, дворец оказался совершенно пуст. Зал выглядел безжизненным, хотя и был заполнен богатыми убранствами. Множество картин украшали его стены, рояль одиноко стоял у окна, чуть дальше — несколько алых стульев. Царила особая тишина, придающая экспозиции некое таинство.
Безмолвие обстановки позволило мне сосредоточиться и осознать смысловое значение выставки. В моем понимании, мощный энергетический заряд был сосредоточен в ролике с поспешным и ужасающим обрезанием волос. Именно в нем я смогла прочувствовать истинные эмоции Ребекки. Ей было явно больно и неприятно расставаться с роскошными волосами, особенно учитывая неряшливость и неприглядность результата, но она сумела побороть себя и передать главную идею своего творчества. Хорн нравится разрушать стереотипы и переступать законы повседневности, часто затормаживающие процесс развития неординарной личности.

Серафима ЧЕСНОКОВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *