Все начинается с одного снимка

Рубрика: Как это сделано? · Автор: Понедельник, 30 Май, 2016

Увлечение фотографией сейчас охватило всю планету. Тех, кто только начинает пробовать себя, окружает огромное количество возможностей: портретная и пейзажная съемка, любительские селфи, создание композиций из предметов. Большинство снимков сейчас находятся в цифровом виде, но некоторые фотографы все ещё предпочитают пользоваться старыми методами их создания: например, моя подруга Алина Хаунина, которая учится пленочной съемке во Дворце Детского Творчества Петроградского района.

-Как проходят твои занятия?

-На первом году обучения мы в основном изучали теорию и смотрели работы успешных современных фотографов: таких, как Георгий Борисович Пинхасов и Дмитрий Вавилов. Нам дали базовые знания: что такое экспозиция, выдержка, диафрагма, фокус. Уже в конце первого курса мы ходили с преподавателем по городу, делали снимки и потом обсуждали свои работы. Я узнала про очень популярный эффект — наложение плёнки. Два кадра снимаются на одном и том же пленочном участке и создаётся эффект необычного рисунка. Например, моя подруга сняла портрет, поместив на него 6 разных кадров, и получилось 6 лиц, иллюстрирующих разные эмоции. На мой взгляд, это очень оригинально. И такие снимки нельзя получить на цифровой камере, разве что уже доработать отснятый материал в фоторедакторе.

-Кстати о портретах. В чем особенность этого вида съемки?

-При съемке портретов особенно очень важны освещение и ракурс. Есть 3 основных типа освещения: Боковое, классическое и Рембрантовское. В боковом свет разделяет лицо на 2 половины, одна из которых находится в тени. Его используют в основном при съемке неодушевленных предметов: статуй, мебели, блюд. При классическом освещении создается небольшая тень от носа и затемняется самый край лица модели. Именно с этим типом мы и работаем, снимая портреты, потому что он очень хорошо прорисовывает контур лица. Есть еще так называемое Рембрантовское освещение: этот прием  художник применял в своих картинах, оно напоминает треугольник света на одной половине лица, с затемненным лбом и подбородком. Не каждый сможет настроить свет по этому типу, так как его сложно отличить от бокового.

-А в чем отличие функционирования цифрового фотоаппарата от пленочного?

-На самом деле, принципы работы обоих этих типов во многом похожи. В пленочной камере для запечатления фото используется светочувствительная пленка, изображение на ней получается в результате того, что свет попадает на мельчайшие гранулы химических веществ и меняет их цвет и прозрачность. А в цифровой камере эту функцию выполняют электронные ячейки матрицы (сенсора). Строение объективов у этих камер почти одинаковые, и большинство из них подходят к обоим типам фотоаппарата.

-В чем сложность работы с пленкой?

-Ну, во-первых, количество кадров ограничено (от 12 до 36) и приходится дорожить каждым снимком. К тому же, ты сразу не видишь свою работы и не можешь оценить ее, понять, что надо исправить на месте. Из-за этого снимок может получиться смазанным или будет неправильно выставлена экспозиция (степень освещенности или затемнения кадра). И, конечно, проявка пленки — это тоже трудоемкий процесс. Нужно окунать десятки кадров в разные жидкости, причем в темноте и это занимает много времени. Да и для того, что бы проявить фото дома, нужно много чего купить: красную лампу, специальные жидкости (проявитель, закрепитель), два резервуара для них и еще один для воды, в которую снимок окунают на 20 минут для получения долговременного результата.

-Почему ты предпочитаешь пленочные фотоаппараты?

— В моем пленочном фотоаппарате «Смена» нет автоматического режима, и все приходится настраивать вручную, но из-за этого, собственно, я и стала на него снимать. Когда ты весь процесс доверяешь своей камере, то может получиться не так хорошо, как если бы ты сам поработал с параметрами, хоть это и требует терпения и времени. Мне нравится не просматривать фото на экране или распечатывать их на принтере, а создавать их на каждом этапе, так я чувствую процесс и получаю от него удовольствие. А готовый напечатанный снимок это уже не просто картинка на бумаге – это полностью твое творение, которое ты сам придумал и воплотил в жизнь. Я считаю, что фотографирование на пленку – это возможность лучше разобраться в настойках, научиться составлять композицию, сосредоточиться не только на результате, но и на процессе и отвлечься от привычного алгоритма «щелкнул – просмотрел – удалил»». Одним словом, это незаменимый опыт для фотографа.

Мария ФИЛИППОВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *