Остановка 1. Памятник петербургскому Фотографу

Рубрика: Не Питер, а Петербург · Автор: Воскресенье, 11 Январь, 2015

Как только не называют Санкт-Петербург! Северная столица, Северная Венеция, город белых ночей, разводных мостов, гранитных набережных… Все это для нас некие прописные истины, устоявшиеся эпитеты, которыми наделяют наш город. Анна Евгеньевна Ладыжникова, руководитель клуба «Петрополь», согласилась участвовать в цикле бесед о памятниках нашего города, чтобы убрать такие штампованные ассоциации у петербуржцев и туристов, расширить кругозор школьников и дать более подробную информацию о конкретных достопримечательностях взрослым петербуржцам. DSC_1146

***
Давайте попробуем поговорить о Санкт-Петербурге как о живом организме. Например, когда мы делимся своими впечатлениями о человеке, мы, прежде всего, говорим о чертах его характера. Сегодня мы хотели бы поговорить о Петербурге, как о городе «стильном». А какой самый стильный памятник в нашем городе? На мой взгляд, это памятник петербургскому фотографу. Архитектор Л.В.Домрачева и скульптор Б.А.Петров создали композицию, которая располагается недалеко от Аничкова дворца на улице Малой Садовой. DSC_1137Памятник появился относительно недавно, в 2001 году. Это бронзовая фигура высотой в 2,5 метра, которая является прообразом петербургского фотографа Карла Карловича Буллы (1853-1929). Его справедливо считают отцом российской репортажной фотографии и российской фотожурналистики. Авторы памятника не случайно установили его на Малой Садовой. Именно здесь, в доме 54 по Невскому проспекту, в 1908 году Булла купил фотоателье, которое моментально стало самым популярным местом среди петербуржцев. В 1886 году он получил право от министерства внутренних дел производить всякого рода фотографические работы за пределами дома. Тогда Карл Карлович стал не только делать фотопортреты пришедших к нему людей, но и снимать происходящее на улицах Петербурга. В 1896 году Карл Булла официально объявлен фотографом императорского двора, ему даруют специальный знак — фотограф Петербурга. В 1903 году он получает особый заказ на съемку торжеств по случаю двухсотлетия Санкт-Петербурга, а в 1904 у Буллы появляется возможность фотографировать членов императорской семьи во главе с Николаем II не только при параде, но и в их повседневной жизни.
Карл Булла отличался респектабельностью. Перед нами очень стильный, элегантный человек в строгом костюме по моде конца 19 — начала 20 века, на голове у него шляпа-котелок. Поза и мимика фотографа явно говорят о готовности сделать снимок очередного прохожего. В одной руке Карл держит зонтик, а другой придерживает главный инструмент его работы — фотоаппарат на треноге. Время, когда работал Карл Карлович Булла, в сфере моды часто называют последним периодом рафинированной мужской элегантности. Русские модники ориентировались в это время на английскую моду. Иконой стиля становится принц Уэльский, старший сын королевы Виктории, позднее ставший королем Эдуардом VII. Именно он ввел в моду стрелки на брюках, длинные пальто, сюртук и шляпу-котелок. У ног модного фотографа расположен английский бульдог, который всегда был неотъемлемым спутником английского джентльмена и являлся символом Британии.

***
Ко всем памятникам и шедеврам архитектуры в Санкт-Петербурге можно применить эпитет «стильный», памятник Карлу Карловичу – один из примеров. Чем больше таких примеров придет Вам в голову, чем больше вы будете о них знать, тем культурнее Вы будете считаться. Какую следующую черту характера города Вы могли бы назвать? Уже очень скоро мы узнаем, совпадают ли Ваши ассоциации с ассоциациями Анны Евгеньевны.

Мария АНИКИНА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *