Остановка 3. Былинный богатырь или правитель?

Рубрика: Не Питер, а Петербург · Автор: Понедельник, 23 Март, 2015

Анна Евгеньевна продолжает рассказывать нам о необычных судьбах сооружений нашего города. И сегодня разговор пойдет о Петербурге,  столице Российской империи (1712-1917).
Можно часто услышать, что Санкт-Петербург — столичный город с провинциальной судьбой. О его блестящем прошлом нам рассказывают многие памятники, посвященные императорам и императрицам, которые запомнились народу своими реформами и сделали Россию лучше. Таким правителем был и Александр III, который значительно повысил международный вес Российской империи, а в ее пределах утвердил и возвеличил значение самодержавной царской власти. О памятнике императору мне и хотелось бы рассказать сейчас.
Многие скульпторы считают, что портрет не должен быть копией. В глине или на полотне они передают идею, то общimage-04-03-15-16%3A53ее, характерное, что видят в человеке. Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на памятник Александру III, — это его отличие от других скульптурных ансамблей, Александр III изображен в мешковатой одежде, в нем нет ничего героического и помпезного, фигура императора, наоборот, грузная и мощная. Он покоится на таком же тяжеловесном исполинском коне и скорее напоминает былинного богатыря, чем правителя. По этой причине его часто называют полной антитезой Медному Всаднику.
Автор памятника — скульптор Поло Трубецкой (Трубицкой) на лицевой стороне постамента поместил надпись: «Императору Александру Третьему — державному основателю Сибирского пути». Петербургская публика неоднозначно отнеслась к такому изображению императора, поэтому появилось множество высказываний и даже насмешливых стихов.

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

В. В. Долгов

Сам Николай II, который заказывал монумент, увидев его, пожелал сослать памятник в Сибирь. Но Марии Федоровне, вдовствующей императрице и жене Александра, памятник очень понравился — его торжественно установили на Знаменской площади (на сегодняшний день — площади Восстания) 23 мая 1904 года. Однако, после революции 1917 жизнь каменного Александра не стала лучше, с постамента была сбита надпись, и вместо нее было высечено четверостишье Демьяна Бедного «Пугало»

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья:

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Предпоследний самодержец всероссийский

Александр III

Казалось, что еще плохого моimage-04-03-15-16%3A53-1жет произойти со скульптурным изображением императора? В 1927, к десятилетию Великого Октября, памятник был варварски использован для праздничного оформления площади, он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп, молот и надпись «СССР». Далее памятник долго скитался и не мог найти пристанища. В 1937 году он был снят со своего постамента и убран в запасники Русского музея, а затем был установлен в Михайловском саду, где пережил блокаду. С 1953 был перенесен во внутренний двор Русского музея и, наконец, был поставлен перед входом в Мраморный дворец, на то самое место, где ранее стоял броневик «Враг капитала».
Такая необычная история показывает нам не только императорское прошлое города на Неве, но и рассказывает о тех метаморфозах, которые в один момент могут произойти в судьбе любого человека, города, или даже целой страны.

Мария АНИКИНА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *