Петербург. Только про кино.

Рубрика: Не Питер, а Петербург · Автор: Воскресенье, 29 Октябрь, 2017

«…блистательный Санкт-Петербург» — слышу я из громкоговорителя, когда иду по Невскому проспекту. Мистический, романтичный, неприветливый — у города много образов, но, интересно, каким его видят режиссеры ,когда используют как декорацию? Об этом я поговорила с Валентином Евгеньевичем Федотовым, преподавателем клуба «Петрополь».  Педагог рассказал мне о том, что город в кино выполняет разные функции: помогает понять чувства и эмоции героев, отражает исторические особенности времени или становится действующим персонажем. Интересно, что российский кинематограф появился вскоре после западного, в 1896 году, но активнее всего стал развиваться в 1907-1920 годах. Тогда же и Петербург появляется в кинокартинах. 

Город трех революций

Как считает Валентин Евгеньевич, история Петербурга в кино началась с ФЭКС –«Фабрики эксцентричного актера», основателями которой были Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. С 1921 по 1926 год они обучали молодых актеров, ставили спектакли, снимали немое кино. Позднее создатели Фабрики начинают работать на знаменитой киностудии «Ленфильм». Одна из картин этих режиссеров, которую упомянул Валентин Евгеньевич — «Выборгская сторона» (1938), заключительная часть трилогии о деятельности большевика Максима в годы революции. Сначала в фильме город показался мне очень неуютным: чёрный дым заводов, одинокие высокие дома, бетон и снег. Он отражал горе женщин с детьми, которые остались в Ленинграде одни. Но затем Петроград оживает: по улицам идут анархисты, осуществляется погром на складе, и всю площадь заносит метель, здание с классическими колоннами и высоким потолком становится не строгим, а  торжественным, когда в нем люди радуются решению «революционного народного суда».

Блокадная хроника

Толстовский дом, "Зимняя вишня"

Толстовский дом, «Зимняя вишня»

Совсем другой образ города представлен в военном кинематографе. «В этих фильмах Ленинград сопереживает своему герою, страдает вместе с ним. С одной стороны он очень родной, но раны в душе людей отражаются и в пространстве города, он разрушается вместе с его жителями», — говорит Валентин Евгеньевич. И пример такого фильма — «Зимнее утро» (1966) Николая Лебедева. Режиссеру очень хорошо удалось воссоздать именно военный город: с темными пустыми квартирами, разрушенными улицами и дорогами с многочисленными ямами от бомб. Также часть сцен снята в Аничковом Дворце, где четыре девочки-балерины выступают для ленинградцев.

Я достаю из широких штанин заветный билет на Ленфильм

Думаю, что самое плодотворное и интересное время в советском кинематографе — это 70-80 годы. В это время активно работает киностудия «Ленфильм». 

«А еще Ленинград в кино  это история любви», — продолжает свой рассказ педагог «Петрополя». Он приводит в пример популярную мелодраму «Зимняя вишня»(1985) Игоря Масленникова. Лирическая музыка и город вместе создают атмосферу романтики: нежные цвета домов в центре, солнечные лучи на Банковском мосту, скамейки рядом с Экономическим университетом, где главная героиня Ольга разговаривает со своим поклонником. Но особую роль в этой картине играет Толстовский дом на набережной реки Фонтанки, 54.Серое высокое здание с длинной узкой аркой-входом выглядит очень необычно. Здесь живёт Ольга и во дворе этого большого дома она разговаривает с соседками об отношениях, провожает сына в детский сад и встречает с работы своих потенциальных мужей — переживает разные эмоции, что и отражается с помощью двора дома: то он шумный и светлый, то темный и тихий.

Такая же лирично-романтическая атмосфера присутствует в документальном фильме «Трамвай едет по городу» 1973 года, который сняла Людмила Станукинас. Он рассказывает об одном дне водителя трамвая Марии Григорович. Она видит город уютным и ярким. Улыбающиеся солдаты на улице, купол Исаакиевского собора, скверы, где бабушки помогают своим внукам нарисовать на холсте пейзаж. Главная героиня с любовью говорит о городе и людях в нем. Место влияет на их настроение: по стрелке Васильевского острова они идут воодушевленные, по Московскому проспекту бегут напряженные, торопятся. 

И еще одно интересное перевоплощение города происходит

Дача Е.П. Салтыковой, "Шерлок Холмс. Кровавая надпись"

Дача Е.П. Салтыковой, «Шерлок Холмс. Кровавая надпись»

в телесериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1983 года. Я немного удивилась, когда узнала, что большинство сцен снималось именно здесь, в Петербурге. А создал его режиссер Виталий Мельников. «Если смотреть его фильмы, то нельзя сказать, что там очень много Ленинграда, он выхватывает определенные места и через них раскрывает действие. Снимая «Шерлока Холмса», он трансформировал городское пространство, по его задумке, оно должно было стать Англией». И у него это мастерски получилось, мне совершено не приходило в голову, что причал на Темзе — это Большеохтинский мост, а заброшенный дом из серии «Кровавая надпись»  дача княгини Е. П. Салтыковой, находящаяся в нескольких метрах от метро «Черная речка». И еще одно типично английское место съемок «Шерлока» — дача Гаусвальд, находящаяся на Каменном острове. Здесь находился дом Ирэн Адлер. Сейчас особняк реставрируется, но все равно выглядит впечатляюще: полукруглая башня, острая крыша, высокий забор — для этой загадочной женщины из мира детектива он подходит идеально.

Декорация величиной в город/ A.K.A. Питер 

Современный Петербург в фильмах поражает своей легкостью. Пример этого — картина Алексея Учителя «Прогулка»(2003). Как говорит Валентин Евгеньевич, в ней город является действующим лицом. Нет ни одного кадра, где не присутствовал бы Петербург, он действует как четвертый персонаж вместе с другими героями — девушкой Олей и молодыми парнями Лешей и Петей. Пробираясь сквозь толпу на Невском, попадая под ливень на набережной, мы постоянно с этими четырьмя друзьями и чувствуем все их эмоции.

Проходя мимо Сенной, я представляю себя в одном из фильмов про Достоевского, а находясь около Охты, уже переношусь в туманную Англию. А может быть, даже проходя по проспекту Науки на севере города, я могу оказаться в фильме?

Алена ХОДЫКОВА


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *