Кем быть или не быть?

Рубрика: Красная кнопка · Автор: Суббота, 4 Май, 2019

Недавно к нам из химико-биологического центра в гуманитарный класс перешел молодой человек. На вопрос, почему он так резко поменял направление, да еще и за полтора года до экзаменов, он ответил, что ему перестала нравиться работа с колбочками и кислотами. Теперь на ЕГЭ мой одноклассник будет сдавать литературу, которую придется узнать за полтора года от Ломоносова до Бродского. Его пример навел меня на мысль, что, возможно, мое настоящее призвание – решение логарифмов или получение фенолов. В молодости, конечно, хочется попробовать себя в разных сферах (социологи называют это высокой горизонтальной мобильностью),  но еще больше хочется найти то, что будет правда «моим».
Учась в школе и медленно приближаясь к тому, чтобы начать самостоятельную взрослую жизнь, мы испытываем трудности в выборе будущей профессии и из-за этого зачастую не можем стать полноценными членами социума, потому что понимаем, что не приносим ему пользы своей деятельностью. По статистике, только 37 процентов студентов работают по специальности («Российская газета»), потому что остальные 63 процента не могут стать конкурентоспособными в той деятельности, которую они выбрали, так как не имеют к ней предрасположенности и интереса в принципе.

Причины проблемы в выборе профессии могут быть самые разные – от зависимости от чужого мнения до собственной безответственности. Бесконечные советы родителей, учителей и друзей, которые наверняка лучше понимают, куда тебе нужно пойти. Теряешься, не знаешь, кому верить и чем лучше заниматься в жизни. В голове звучит «Крутите барабан из чужих мнений», и ты надеешься, что то, которое тебе выпадет – правильное и ты поймешь, кем таки станешь. Либо ты закрываешь уши и анализируешь, что нужно тебе, либо полностью полагаешься на мнения, а потом и действия других. Застреваешь в состоянии не то ребенка, не то просто бесперспективной личности. Выход только один – искать то, что тебе нужно, самому.

Другой причиной проблемы профориентации может стать выбор ЕГЭ. Психолог Анна Литвина говорит: «У старшеклассников стоит в приоритете экзамен, а не профессия, потому что для них первостепенно решить проблему, которая происходит здесь и сейчас, ближе к ним». Если раньше, в СССР, старшеклассник готовился к экзаменам в конкретный институт или университет, то сейчас он выбирает предметы на ЕГЭ, думая, что куда-нибудь из-за распространенности этого экзамена его точно возьмут. Мой друг из параллельного класса, например, решил сдавать физику, потому что есть большая вероятность попасть в на техническую кафедру в один из университетов страны.

Что-что, пройти профориентационный тест? Нет, спасибо. В нем я разочаровалась уже давно. В одном тесте встречаю категоричные вопросы, например, «Вы любите математику?», на которые можно ответить или «да», или «нет». Удивительно, но в результате узнаю, что не буду хорошим математиком. По результатам другого теста я стану отличным телережиссером. Интересно, а будет ли такая специальность, когда я выпущусь из ВУЗа? Если в СССР был ограниченный список профессий, то сейчас, когда железного занавеса нет и мы многие технологии, а с ними и профессии  перенимаем у других стран, специальности стали быстрее развиваться и исчезать. Решением проблемы неактуальности тестов может стать сайт «Атлас новых профессий», где постоянно публикуются списки новых профессий и тех специальностей, которые устаревают. Оттуда я, например, узнала, что скоро появится специальность IT-медика – человека, который будет консультировать людей по Интернету.

При выборе профессии нужно учитывать формулу «хочу-могу-надо». То, что я хочу, покажет хороший тест. То, что я могу, зависит от моей успеваемости, способностей, здоровья. То, что мне надо, я узнаю, изучив рынок труда.
Вроде бы определилась – пойду на компьютерную лингвистику. Буду заниматься искусственным интеллектом и компьютеризацией. На рынке труда недостаточно компьютерных лингвистов, потому что профессия совсем молодая. Один минус – одного ЕГЭ для того чтобы пойти в университет на такую специальность мало, но с этим можно справиться – зайти на сайт кафедры и посмотреть, какие навыки для этого нужны. Осталось только пройти тест в «Профориентационной инфотеке» и убедиться, что я нашла то, что нужно именно мне.


Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *