В центре танцевального зала стоит девушка в балетках и черном платье. На диванчиках еще три человека, а у зеркальной стены на табуретке пристроилась их педагог. «Когда музыка стихнет, очень медленно поднимай голову!» – объясняет она. Девушка начинает читать монолог Жанны Д’арк из пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна». «Вы обещали мне жизнь, монсеньер…». После первой читки педагог корректирует, обсуждает с другими учениками. «К середине монолога нужно разогнаться, не оседать. Это ее последние слова перед смертью, они должны звучать мощно».

Так проходит репетиция новогоднего показа на паре по актерскому мастерству у Елены Казаковой. После занятия я поговорила с Еленой о профессии актера и обучении актерскому мастерству. Вот, что она мне рассказала:

«У меня три высших образования: политология, прикладная этика, режиссура. Я с семи лет занималась театром, но на театральную специальность поступила не сразу. Просто в семнадцать ты еще плохо понимаешь, чего хочешь, поэтому поступаешь на ту специальность, которую считаешь правильной. Мало кто сразу идет по призванию учиться. Родители даже отговаривали: зачем тебе политология? Иди сразу на режиссера! Но мне тогда казалось, что десять лет занятий ни о чем не говорят. А оказалось, что говорят о многом. После окончания университета я приехала в Петербург и начала свою деятельность с маленьких студий, где нужны были педагоги. Сейчас у меня авторский актерско-речевой курс, внимание я заостряю на тренингах, которые нацелены на раскрепощение и развитие человека, его души.

Если правильно преподносить актерское мастерство, то человек не учится врать, как некоторые думают, наоборот. Человек начинает еще больше себя развивать и узнавать. И оказывается, что для некоторых ситуаций ему не нужно играть, достаточно просто быть собой, потому что он примерил уже на себе это состояние в виде упражнения. Те же самые «предлагаемые обстоятельства» – ты попадаешь в нетипичную для себя ситуацию и тебе нужно повести себя так, как в жизни бы не стал, рассмотреть другую модель поведения. И когда ты узнаешь, что можешь и так, начинается магия. Мастерство актера, по сути, изучает психологию, поведение человека, естественные реакции. Если ты не находишь в персонаже чего-то схожего с собой, тебе будет трудно его понять. Поэтому нельзя сказать, что актер – это только про талант. Просто научиться этому без таланта сложнее. Нужно себя лучше раскрыть и сформировать, выработать новые привычки, личностные черты.

При этом для актера бывает сложно оставаться собой в жизни. Даже если ты сыграл отпетого негодяя, уйти со сцены должен с чистыми мыслями. Не стоит переносить актерство в быт. Бывает, что нужно, например, мило в очереди в банке поулыбаться, чтобы пропустили, когда улыбаться совсем не хочется. Такая игра еще имеет место быть. Но в целом нужно понимать, что актерским мастерством занимаются не для этого. Меня некоторые спрашивают: «А ты можешь остановиться на улице и стих прочитать?». Я могу. Но зачем?

Чертами настоящего актера я бы назвала дисциплину, трудолюбие, уважение себя и окружающих. Вообще, самое сложное для актера – это дисциплина. Если ты не занимаешься физической, умственной и духовной самодисциплиной, то будет сложно держаться в тонусе. Хороший актер — один из самых усердных и трудолюбивых людей. Еще очень важно соблюдать гигиену сознания и гигиену души. Актер должен быть аккуратен в том, чем он «захламляет» свою голову: что читает, слушает, видит. Можно сидеть в глухой деревне, как было у Бродского, и постигать английскую поэзию со словариком в руках. А можно жить в центре красивого города и не понимать, что вообще происходит. Это работа сознания. Что ты помещаешь в свою «коробочку», с тем ты и будешь выходить на сцену.

В этом трудность и для педагога актерского мастерства. Это такая философия: если ты что-то объясняешь, чего-то ждешь от учеников — пытайся этому соответствовать. Полностью соответствовать сложно, но нужно хотя бы попробовать. Ты работаешь с людьми, а это не материал и не инструмент, они живые. Если они приходят на твои занятия, значит, они воспринимают тебя как человека, который может что-то им дать. Хорошая педагогика – это баланс. Неправильно слишком захваливать или критиковать – и в том, и в другом случае человек не понимает, куда ему дальше расти. Нужно выделить лучшее и указать на недостатки. То, как к твоей критике отнесутся, зависит от интонации, от мелодики речи. Поэтому быть педагогом не всегда просто. Но если чувствуешь непосильный груз, идешь на работу с ощущением «завтра же еду в Италию, буду пасти козочек» – нужно уходить из профессии. А если чувствуешь какое-то наполнение, пусть даже ты чертовски устал, то все в порядке. Раньше у меня была цель  – каждое занятие приходить к какому-то результату. И в погоне за этим результатом я упускала сам процесс. Сейчас процесс кажется мне важнее. Результат может быть разным. Сегодня ученики вышли с занятия и полетели как птички – было здорово. А завтра они могут выйти с мыслями: «Что это вообще такое было? Что мы делали?». И это тоже результат. Когда ты думаешь о процессе, ты в него погружен, в нем существуешь, начинаешь получать удовольствие и итога не боишься».

В том, как Елена говорит, есть некая магия. Негромкий голос без резких интонаций, спокойный сосредоточенный взгляд. Она отвечает на каждый мой вопрос невероятно вдумчиво. Если закрыть глаза и просто вслушиваться в каждое слово, можно подумать, что говоришь не с молодой девушкой, а с познавшим жизнь старцем. Мы начинаем обсуждать новогодний показ, репетиции и забавные случаи на ее занятиях. Я погружаюсь в процесс и не замечаю, как время встречи подходит к концу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *