В год столетия революции многие художники и деятели культуры создают проекты, пытаясь проанализировать этот исторический процесс, дать оценку и сопоставить с тем, что происходит сейчас. Именно неоднозначность революционного движения хотели передать авторы, принимающие участие в международной выставке «Право на грядущее» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. 
Сразу бросается в глаза картина «Революция продолжается» Валерия Ватенина. На сером фоне угадывается толпа людей, от которой в разные стороны разлетаются разноцветные лучи. «Ведь революция всегда исходит из народной массы», — подпись к картине. «В выставке приняли участие более 60 художников из разных стран, и многие свои работы они создавали специально для нее. Вся подготовка к открытию заняла около полугода»,- пояснила искусствовед Полина Слипонина, один из кураторов выставки.

Первый зал объединяет в себе работы русских художников 1960-2000 годов, зачастую критически относящихся к режиму СССР. В основном здесь представлены картины с элементами абстракции. Среди всех экспонатов мне запомнилась картина Александра Ситникова «Слепые», на которой изображены трое незрячих с поднятыми головами, стремящихся к черному солнцу. Эта работа рассказывает о современном обществе: люди, не замечая вокруг себя абсолютно ничего, продолжают идти к своей цели. IMG_8567-25-11-17-05-56

Возвращаясь из советского прошлого, мы оказываемся среди современных технологий. В соседнем зале представлен необычный арт-объект «Вавилон» Кирилла Челушкина. Видео проецируется на объемный макет из пенопласта, который повторяет форму и очертания плоского изображения, тем самым создавая рельеф и делая картинку объёмной. На «экране» изображено старинное здание, рядом -современная многоэтажка, которая постоянно строится и одновременно разрушается, мимо спешат толпы людей, в конце все это смывается водой. Автор как бы задаёт вопрос зрителям: «Зачем мы что-то пытаемся изменить, если в конце все поглотит поток времени или воды?»IMG_8571-25-11-17-05-56

Не думаю, что в детстве кого-то хвалили за разбитую чашку или рисунки на обоях. Но только не на этой выставке, потому что в следующем зале мы наблюдаем результаты того, как взрослые рисовали на обоях, использовали свои пальцы вместо кистей, делали из фотографий картины, вышивали и били зеркала. Каждый знает, что покорителем космоса стал Юрий Гагарин. Автор следующего объекта решил изменить это представление, устраивая революцию среди привычных нам фактов. В центре комнаты стоит скульптура в скафандре космонавта, но вместо человеческой головы — голова мухи. В недоумении я изучала эту скульптуру, когда Полина Слипонина объясняла, что самой первой в космосе побывала муха дрозофила.

Последняя инсталляция под названием «Портреты революции» включает в себя бронзовые головы самых известных революционеров: Ленина, Сталина, Маркса, Че Гевары и других. Некоторые из них возвышаются на кольях, а другие валяются на земле. И короткая, но исчерпывающая подпись: «Это вы сделали». IMG_8565-25-11-17-05-56

Авторы, прожившие какое-то время в СССР, обязательно поднимали проблему цензуры в те времена.Это могла быть и жесткая критика, и легкая ирония, а некоторые переживали личную трагедию из-за развала страны. Наиболее насмешливы были работы мастеров, которые иммигрировали еще до распада Советского Союза. Картины, скульптуры и инсталляции европейских художников выделялись своей оригинальностью в подаче идеи и специфической трактовкой понятия «революция».

По дороге домой среди множества рекламных щитов в метро я обратила внимание на афишу с изображённой на ней женщиной, которая указывала на надпись «Революция продолжается!». Воображение сразу выдало запомнившуюся картину с выставки с толпами людей с таким же названием.

Анастасия ХИЖУН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *