«Черное и белое» – так звучит название выставки, где представлены работы Олега Яхнина, известного петербургского живописца, графика и иллюстратора. Увидеть работы художника можно было с 4 июля по 18 сентября в музее современного искусства «Эрарта».

В выставочном зале мрачно и тихо, слышно любой шорох, скрип пола или чей-то шепот. На стенах висят большие черно-белые картины, большинство из них – это портреты. Первое, что привлекает взор – огромные, выразительные глаза, прорисованные до мельчайших подробностей. Автор уделяет много внимания эмоциям: чаще всего, на лицах виден испуг, грусть или задумчивость. Особенно это заметно в серии работ, где изображения людей сливаются с изображениями химер – чудовищ с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи. В переносном смысле эти существа означают несбыточную идею, — может быть, именно поэтому лица людей на картинах столь печальны, а взгляд устремлен вдаль. Да и сами химеры не выглядят радостными – их брови сдвинуты к переносице, а головы скорбно наклонены к груди. Сам Яхнин же трактует значение этих чудовищ по-другому: «Когда я был в Париже, то увидел их на Соборе Парижской Богоматери. Я узнал, что они отпугивают и съедают все нечистое, всю агрессию. Зацепившись за это, я стал рисовать свое лицо за ними, чтобы, может быть, внутренне себя немного обезопасить». Художник вообще очень часто обращается к мифологии: на выставке также можно увидеть картины со славянскими духами — Водолеем и Полевым. Erarta_yahnin2_1В этих двух работах Яхнин будто препарирует этих существ, показывая, из чего они состоят. Водолей изображен в окружении рыб и водорослей, которые появляются из живота и груди, наползают на левый глаз и обволакивают его фигуру, а он лишь беспомощно взмахивает руками, будто тонет под ними. Образ Полевого складывается из Жар-птиц, стрекоз, пчел, цветов, которые полностью скрывают его тело, оставляя открытыми только задранную вверх голову и поднятые к небу руки.

Среди черно-белых картин были и цветные, одна из них – «Бездомная курица». Большую часть холста занимает заброшенный дом с проваливающейся крышей, вырванными ставнями и покосившимся воротами. Оживляет пейзаж лишь белая курица, расположенная в нижней части работы. Поначалу я не поняла, что хотел сказать автор, но здесь важно, из-за чего возникла данная картина: «Эта работа появилась после того, как я побывал в Тобольске. Там, под Тобольском, еще до сих пор много разрушенного — деревни, храмы. Где-то собака бродит, но это естественно, собаки часто бродят, какие-то суслики бегают. И вдруг… курица идет. Ни дома, ничего рядом нет, все разрушено, а курица есть. Значит, это какая-то бездомная, подумал я». Но ведь курица по определению – птица домашняя, которая не может существовать вне хозяйства. Через подобный парадокс автор хотел показать исчезновение той деревенской жизни, которая обычно присуща сельским местам, их запустение.

Олег Янхин поразил меня своим стилем. Все картины очень детализированы: много узоров, образов, и смысл скрыт именно в этих мелочах. Настроение портрета можно понять по глазам, идею всего пейзажа – по маленькой детали. Его картины будто объемные, они наседают на зрителя, готовые вот-вот ожить и спрыгнуть с холста. Поэтому мне еще долго будут мерещиться образы из его работ, будь то химеры, славянские духи или сельская местность с одиноко блуждающей курицей.

София КОНОВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *