Гуляю. Мимо проезжает несколько машин – чувствую резкий запах бензина, а в глаза летит пыль. Отворачиваюсь от дороги и вижу желтую стоянку с электросамокатами. Это улучшенная версия уже знакомых всем самокатов, но позволяющая кататься, не прикладывая физических усилий и при этом развивая высокую скорость.  Их история началась в конце XX века, и за этот период они несколько раз потеряли и вновь приобрели популярность, однако по-настоящему доступны для большинства людей стали совсем недавно, когда появилось понятие «шеринг», а при разговоре о самокатах — «кикшеринг». С его помощью можно не покупать дорогостоящие устройства, а арендовать их на какое-то время. Изначально электросамоаты были созданы, как дешёвая альтернатива электровелосипедам, сейчас самокаты вновь становятся популярными за счёт нового свойства – экологичности.

В России одним из первых сервисов, предоставляющих такие услуги, стал проект Urent, созданный Андреем Колесником в 2018 году. Проект быстро набрал популярность среди желающих покататься, благодаря простой системе работы: достаточно просто установить приложение и найти ближайший самокат на интерактивной карте. Поездка любого пользователя начнется со сканирования QR-кода, а после ее заверения нужно отправить несколько фотографий припаркованного устройства, чтобы администраторы убедились в правильности парковки.

Несмотря на простоту в использовании, для большинства пользователей электросамокаты – просто развлечение, но иногда арендующие осознанно выбирают их из-за некой пользы для окружающей среды, о которой я поговорила с экологом Еленой Семеновой: «Они действительно не наносят такого удара по экологии, как автомобили, но все-таки утверждать, что электросамокаты абсолютно экологичны, нельзя. Чтобы сделать некоторые детали, используется пластик, а перевозку готовых изделий выполняют все те же автомобили». Более того, оказывается, создание самокатов может навредить окружающей среде: при производстве и утилизации аккумуляторов происходит выброс ядовитых веществ, возникающий из-за никеля и свинца, входящих в их состав. Но несмотря на это, устройства все равно считаются экологичнее машин: «Благодаря переходу на них, можно предотвратить выделение углерода – например за 2020 и 2021 года было предотвращено около 6 220 тонн выбросов», — утверждает Елена.

О причинах популярности устройств и их экологичности рассказывает и Андрей Азаров – сооснователь компании Urent. Он объясняет: «Полный переход на этот транспорт невозможен – людям преклонного возраста будет тяжело ездить, придется вносить корректировки в ПДД, разметку на дорогах, да и многие еще не привыкли к электросамокатам и просто не видят их в качестве основного транспорта». Андрей подтверждает, что несмотря на невозможность такой «замены», устройства все равно остаются одним из самых популярных способов передвижения из-за своей экологичности: «Они, как и любой транспорт, выделяют углекислый газ при работе, поэтому вредить окружающей среде электросамокаты все-таки будут, но в сравнении с машинами вреда наносится меньше».

Несмотря на этот «плюс» и возможность развить высокую скорость, устройства действительно не смогут стать заменой общественного и личного транспорта из-за неспособности перевозить тяжелые грузы, большие компании людей и имеющиеся проблемы с проездом по глубоким лужам. Кикшеринг сейчас скорее развлечение, чем полноценный способ передвижения, который можно заменить пешими или велопрогулками, если пользователь хочет заботиться об экологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *