
Гуляю. Мимо проезжает несколько машин – чувствую резкий запах бензина, а в глаза летит пыль. Отворачиваюсь от дороги и вижу желтую стоянку с электросамокатами. Это улучшенная версия уже знакомых всем самокатов, но позволяющая кататься, не прикладывая физических усилий и при этом развивая высокую скорость. Их история началась в конце XX века, и за этот период они несколько раз потеряли и вновь приобрели популярность, однако по-настоящему доступны для большинства людей стали совсем недавно, когда появилось понятие «шеринг», а при разговоре о самокатах — «кикшеринг». С его помощью можно не покупать дорогостоящие устройства, а арендовать их на какое-то время. Изначально электросамоаты были созданы, как дешёвая альтернатива электровелосипедам, сейчас самокаты вновь становятся популярными за счёт нового свойства – экологичности.
В России одним из первых сервисов, предоставляющих такие услуги, стал проект Urent, созданный Андреем Колесником в 2018 году. Проект быстро набрал популярность среди желающих покататься, благодаря простой системе работы: достаточно просто установить приложение и найти ближайший самокат на интерактивной карте. Поездка любого пользователя начнется со сканирования QR-кода, а после ее заверения нужно отправить несколько фотографий припаркованного устройства, чтобы администраторы убедились в правильности парковки.
Несмотря на простоту в использовании, для большинства пользователей электросамокаты – просто развлечение, но иногда арендующие осознанно выбирают их из-за некой пользы для окружающей среды, о которой я поговорила с экологом Еленой Семеновой: «Они действительно не наносят такого удара по экологии, как автомобили, но все-таки утверждать, что электросамокаты абсолютно экологичны, нельзя. Чтобы сделать некоторые детали, используется пластик, а перевозку готовых изделий выполняют все те же автомобили». Более того, оказывается, создание самокатов может навредить окружающей среде: при производстве и утилизации аккумуляторов происходит выброс ядовитых веществ, возникающий из-за никеля и свинца, входящих в их состав. Но несмотря на это, устройства все равно считаются экологичнее машин: «Благодаря переходу на них, можно предотвратить выделение углерода – например за 2020 и 2021 года было предотвращено около 6 220 тонн выбросов», — утверждает Елена.
О причинах популярности устройств и их экологичности рассказывает и Андрей Азаров – сооснователь компании Urent. Он объясняет: «Полный переход на этот транспорт невозможен – людям преклонного возраста будет тяжело ездить, придется вносить корректировки в ПДД, разметку на дорогах, да и многие еще не привыкли к электросамокатам и просто не видят их в качестве основного транспорта». Андрей подтверждает, что несмотря на невозможность такой «замены», устройства все равно остаются одним из самых популярных способов передвижения из-за своей экологичности: «Они, как и любой транспорт, выделяют углекислый газ при работе, поэтому вредить окружающей среде электросамокаты все-таки будут, но в сравнении с машинами вреда наносится меньше».
Несмотря на этот «плюс» и возможность развить высокую скорость, устройства действительно не смогут стать заменой общественного и личного транспорта из-за неспособности перевозить тяжелые грузы, большие компании людей и имеющиеся проблемы с проездом по глубоким лужам. Кикшеринг сейчас скорее развлечение, чем полноценный способ передвижения, который можно заменить пешими или велопрогулками, если пользователь хочет заботиться об экологии.