«Левиафан» Андрея Звягинцева был признан фильмом с лучшим сценарием на 67 Каннском фестивале. Получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». У российской публики он вызвал неоднозначную реакцию, скорее всего из-за своей прямолинейности и правдивости.

На сюжет режиссера вдохновила притча о богатом и богобоязненном Иове, которая описывает его незаслуженные страдания, посланные, чтобы проверить веру в Бога. В фильме главный герой Николай, в исполнении Алексея Серебрякова, не проявляет никаких признаков праведника. Правда, по мере развития действия ему приходится испытывать все больше проблем, которые с каждым разом оказываются серьезнее.

Все начиналось с изъятия дома, фамильной ценности, где он жил со своим сыном Ромой и  мачехой мальчика Лилей. Мэр города, Вадим Сергеевич Шевелят, которого сыграл актер Роман Мадянов, с «руками по локоть в крови», имел планы на этот участок земли. Благодаря связям и власти чиновника над коррумпированными правоохранительными органами, Николай теряет права на свою собственность. Это объясняет фраза, произнесённая из уст главы поселения: «У тебя как прав не было, нет, так и не будет!». Вот оно, чудовище местного управления — Левиафан. Согласно мифам, это существо обитает в морской пучине, поэтому уже с первых минут фильма мы видим его стихию — холодное море и волны, разбивающиеся о скалы. На мелководье находятся разрушенные корабли, которые могут быть воплощением церквей. Ведь в древние времена храм считался неким средством перемещения человека в Рай, и к тому же они назывались «неф», что в переводе с латинского означает «корабль». То, что они находятся полностью в воде, символизирует дружеские отношения алчных чиновников и заинтересованных в материальных благах больше, чем в очищении душ, богослужителей. Даже ветхий дом главного героя находится на берегу, то есть во владениях современного Левиафана. Вскоре на этом месте выстраивается большая белокаменная церковь с образами святых для замаливания грехов важных деятелей этого городка. Ирония заключается в том, что религия для них- это всего лишь способ успокоить свои нервы, выиграть на выборах. Все они говорят о высоком, только мысли заняты получением выгоды.  В то время, как простой человек заливается водкой в попытках забыться, и задается вопросом: “Где Бог твой?». И ведь не скажешь, что такого нет на самом деле.

Кадр за кадром показывается «роскошная» жизнь — меха, золотые кудри жены мэра, дорогие машины, отъезжающие от построенного храма. Телевизор, тем временем, выкрикивает новостные заголовки: «Пусси Райот», «Банки ограбили людей». Оператор Михаил Кричман выбирает подходящие ракурсы для съемки, что ещё больше воздействует на зрителя. Он помещает нас в место действия — например, в сцене за рулем машины, мы находимся на заднем сидении, участвуем в диалоге. Местом действия выбран туманный и безлюдный, как будто после катастрофы, город Кировск, находящийся на берегу Баренцева моря. Усиливает впечатление напряженная музыка из оперы «Эхнатон», написанная Филипом Галассом.

В палитре фильма преобладают холодные и бледные оттенки, но был момент по-настоящему тёплый, где показан костёр, разожжённый в старой, разрушенной церкви. Там сидели мальчишки, среди которых был сын Николая. Возможно, в этом месте Рома чувствовал себя в безопасности, ведь церковь является своеобразным символом матери, которая могла его защитить от внешнего мира. На темном фоне огненная арка строения выделяется, как противостояние всему окружающему, а в частности, водной стихии.

По преданию концовка притчи о праведнике Иове рассказывает о возвращение всего утерянного, в настоящем же мире нехватка счастливых концов. В «Левиафане» зло восторжествовало и осталось безнаказанным.

Виктория БОБРОВИЧ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *