Свобода – наверное это первая моя ассоциация с танцем: неважно что это – балет, современные или народные танцы. Пластичные движения, уверенная походка, «воздушные жесты» — танцора легко вычислить по этим признакам. Смотря на таких людей, я понимаю, что за 16 лет своей жизни я как будто не научилась владеть своими движениями. Именно умение чувствовать свое тело делает танцоров особенными в моих глазах. Чтобы разобраться в том, что такое танец и как люди выражают себя с помощью него, я поговорила руководителем коллектива «Розыгрыш» Марией Валерьевной Айзиной и балетмейстером Юлией Анатольевной Зюзиной. Выяснилось, что во многом их мнения расходятся.
Мария Валерьевна считает, что каждый умеет танцевать так же, как и рисовать, ведь танец – это естественная потребность человека. «В древности люди совершали разнообразные обряды, двигаясь определенным образом, а сейчас, например, многие люди просто танцуют для себя дома перед зеркалом. Так люди освобождаются от каких-то сильных эмоций». Мария Валерьевна рассказала, что профессионально танцами могут заниматься не все, потому что существует огромное количество требований: «Это очень важный момент, просто потому что, не имея определенных данных, некоторые элементы вы не сможете выполнить никогда». А современный танец был придуман именно для того, чтобы привлечь больше людей: здесь важны не природные данные, а работоспособность: «Часто современный танец выглядит так: люди выходят на сцену и начинают выполнять какие-то непонятные для зрителя движения, они наслаждаются процессом. Я хочу понимать то, что хочет сказать актер своим танцем. Мне неинтересно смотреть на искусство для себя. Должен быть диалог со зрителем», — считает Мария Валерьевна. «Несмотря на некоторую вычурность классического танца, на мой взгляд он самый грациозный. Цискаридзе сравнил балет с английским газоном. Этот газон знаменит не какой-то особой травой, а тем, что его сохраняют и возделывают уже 400 лет. То же самое и классический танец. Здесь нельзя ничего менять, иначе он развалится», — продолжает разговор М.В. Айзина.
Руководитель рассказала, что в театре актер подчиняется балетмейстеру и режиссеру для того, чтобы донести какую-то задачу. Для него главное не чувствовать, а выразить идею. «Без конца крутить эмоциями в нашей профессии нельзя. Чтобы сохранить здоровый образ жизни, нужно уметь сдерживать себя, потому что эмоции – это на самом деле не очень здоровый для организма процесс». Мария Валерьевна рассказала про свое отношение к танцу. «Это работа. Профессия. И я ее люблю. Вообще я считаю, что любовь – это процесс, а не состояние. Состояние души – это влюбленность. Влюблена ли я в свою работу? Уже нет. Я ее просто люблю». До разговора с Марией Валерьевной я не задумывалась о том, что работа тела в танце дает совершенно разные результаты. Меня удивило, что она не считает, что профессиональный танец не реализует эмоции в отличие от любительских.
Юлия Анатольевна поделилась со мной противоположным мнением. Она рассказала, что и благодаря профессиональному танцу человек проживает какие-то сильные чувства. «Моя дочь, например, говорит, что я выгляжу абсолютно счастливой во время танца. Человек в принципе стремиться к этому ощущению. Танец помогает отключиться от происходящего в реальной жизни. Ты можешь неудачно влюбиться или разлюбить, или тебя могли бросить. Но если ты артист, ты должен уметь преодолевать это. Танец оказывает какое-то психологическое воздействие, конечно, если человек открыт этому. Например, когда я училась в консерватории, моя преподавательница работала в Михайловском театре. Она играла фею Карабоз, злую и жестокую ведьму, в балете «Спящая Красавица». Моя преподавательница говорила, что благодаря этой роли, она имела возможность освободиться от негативных эмоций, накопившихся за неделю». Юлия Анатольевна рассказала мне, что танец на сто процентов позволяет человеку принять и почувствовать свое тело: «Танец требует абсолютной выкладки всего организма. Сначала мы тренируем и воспитываем тело, а потом подчиняем его своей воле, учимся управлять им. Танец – это труд как физический, так и эмоциональный. Танцуя, ты учишься отключаться от внешнего мира и преодолевать внутренние проблемы».
Поговорив с Марией Валерьевной и Юлией Анатольевной, я задумалась о том, что в танце человек может быть как свободным, танцуя перед зеркалом, так и выполняя задачу, поставленную режиссером и балетмейстером. Я узнала о том, что раньше сцена принадлежала только избранным танцорам, в течение многих лет возделывавших «газон». Сейчас же строгие правила постепенно отходят на второй план, и получить аплодисменты становится все проще. Но так ли нужны они танцору, ведущему диалог не со зрителями, а с собой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *