В Николаевском зале Зимнего дворца с 19 мая по 4 сентября была представлена выставка «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения». Экспозиция была посвящена творчеству выдающегося датского художника. Он занимает особое место среди портретистов императриц, но на родине, в Дании, был почти забыт. Юбилей художника стал поводом рассказать о нем.
Я пришла в Эрмитаж. Почти сразу меня поразило, что не было очередей, хотя летом в Эрмитаж было не реально попасть из-за гигантских толп людей. Я оказалась в зале на втором этаже. Вокруг зеленые стены с множеством портретов. У входа я увидела информацию о художнике и его картинах. Вигилиус Эриксен — жил в 18 веке. Как я выяснила чуть позже, без его портретов не обошлась ни одна императрица, но сведений о нем крайне мало, а многие его работы приписываются Луи Токке и Стефано Торелли. Поэтому решили провести данную выставку и восстановить справедливость. Основной зал выставки был довольно маленький, но при этом в нем висело огромное количество картин. Они украшали собой не только стены: они также стояли на подиумах по всему периметру зала. Работы, относящиеся периоду жизни художника в России, были собраны отдельно из музеев и частных коллекций нашей страны.

Мое внимание привлекло одно полотно, с которого на посетителей выставки смотрела молодая Екатерина Вторая на белом коне, в гвардейской форме. Эта картина часто встречается в учебниках истории, как и многие другие произведения Вигилиуса Эриксена. Его произведения, даже если на них один человек очень разные. На одном молодая Екатерина Вторая по пути в Ропшу в треуголке, держащая оголенную шпагу, на другой она во дворце в преклонном возрасте в роскошном белом платье с серебряной вышивкой и с той же голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного, как и в начале правления. На ее лице все та же полуулыбка и румянец, но в руках не шпага, а изящный веер, рядом на красной подушке из бархата — корона, вся украшенная драгоценными камнями и с рубином в центре, по сторонам скипетр и держава. В описание портрета Екатерины в коронационном платье говорилось, что Эриксен не только создавал разные картины, но часто ему приходилось делать копию одной и той же работы. Так, например, некоторые портреты Екатерины по ее заказу были нарисованы более четырёх раз. Они не только украшали дворц, но и отправлялись в качестве дипломатических подарков иностранным дворам.

Я решила поговорить о выставке со смотрительницей музея Екатерины Лукояновой, которая рассказала мне об одном полотне: «Мне очень нравится картина — «Столетняя Царскосельская крестьянка с семьей», на ней изображена Надежда Матвеева, которой по архивным записям на момент написания картины было 120 лет. Она стоит, окружённая своими детьми и внуками. Екатерина Вторая поместила эту картину в Эрмитаж и пожаловала семье Матвеевой 300 рублей, что по тем временам были огромные деньги. Считают, что таким образом императрица показала свои просветительские взгляды в отношении крестьянского вопроса». Когда я рассматривала эту картину на выставке, она показалась мне печальной: взгляды героев очень задумчивы, а в каждую краску как будто добавляли каплю коричневого и серого цвета.

Я очень давно не была в Эрмитаже, было очень необычно видеть огромные оригинальные картины Эриксена. Мне кажется важной эта выставка, потому что очень часто люди забывают о тех, благодаря которым дошли сведения о людях живших за сотни лет до нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *