Ярославская область стала вторым домом для многих ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, ведь туда эвакуировали часть предприятий. Жизнь в эвакуации детского сада №20 Октябрьского района и лагеря Ленинградского Литературного фонда изучают юные исследователи межрегионального проекта «Спасённое детство». В начале октября его участницы, Елизавета Белобородова, Арина Говорова, Ева Литвинская и Анна Попова, побывали в Ярославской области вместе с педагогами — Еленой Павловной Стальмак и Ириной Григорьевной Васильевой.
День первый.
Группа исследователей отправилась в трёхдневное путешествие 9 октября. Первой остановкой стал архив в селе Некоуз. Там мы поработали с документами, в которых нашли новую информацию об отправке детей в Ярославскую область и Пермский край, в том числе докладную записку о перевозе ленинградцев. После для нас провели экскурсию по местам, связанным с эвакуацией ребят в Некоуз. Мы шли дорогой, по которой проходили ленинградцы, когда только приехали в Ярославскую область; видели огромные воронки, о которых вспоминали воспитатели на страницах своих дневников; обратили внимание на ряску, как когда-то впервые обнаружили её герои наших исследовательских работ. Последней остановкой стал посёлок Борок. Там находилась наша гостиница. История здесь на каждом шагу, даже внутри отеля. Ведь мы жили в номере, где когда-то останавливался сам Иван Дмитриевич Папанин — советский исследователь Арктики, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза!
День второй.
Утро. Мы направились в поход в деревню Лукино. Изучили места, которые эвакуированные описывали в своих воспоминаниях и изображали на рисунках. На одном из них нарисован дом, а перед ним — большой пруд и берёза. Именно эти детали помогли нам найти тот самый дом, в котором жили ребята на первом этапе эвакуации. Пройдя по просёлочной дороге 4 километра, мы снова оказались в селе Некоуз, по которому для нас провели экскурсию ученицы местной школы. После чего мы возложили цветы к памятнику погибшим.
Обед прошел в Марьинской школе, где сейчас в старших классах учится всего 2 человека, а в кабинетах стоят русские печи. Но при этом есть свой школьный музей, в котором сохранились альбомы, рисунки, документы эвакуированного сюда в годы войны детского дома. В классах тепло и уютно, спокойно и доброжелательно. Честно говоря, даже на мгновение захотелось сесть за парту и остаться учиться здесь.
В этот же день состоялся запуск дистанционного семинара в рамках проекта «Спасённое детство», на котором каждый участник может узнать что-то новое об исследовательской деятельности, задать вопросы экспертам.
«Обучающий научно-исследовательский семинар «Спасённое детство»: маршрутами поиска» придуман педагогами клуба «Петрополь» Е.П. Стальмак и А.Е. Ладыжниковой для обучения юных исследователей — участников проекта «Спасённое детство» из Петербурга, Ярославской области и Пермского края. Он представляет собой серию из 15 занятий, каждое из которых посвящено одному аспекту работы юного исследователя — например, работе с музейным предметом или организации интервью. Уникальность проекта, во-первых, в том, что занятия объединили заинтересованных ребят из разных регионов, во-вторых, ведут эти занятия лучшие специалисты в своих областях — библиографы и архивариусы, историки и педагоги. Среди преподавателей семинара много педагогов клуба «Петрополь», а также выпускников коллектива — молодых петербургских учёных. Проект реализуется при поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Владимировича Микова и первого Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Юрьевны Агапитовой. Кстати, интересно, что сами они тоже проводят дистанционные занятия для ребят», — рассказывает Стальмак Елена Павловна.
Вечером мы посетили два музея в Борке. Музей Фёдора Григорьевича Солнцева – автора интерьеров Большого Кремлёвского дворца. И музей Николая Александровича Морозова – академика, который 29 лет провёл в одиночном заточении, но не сдавался, работал, исследовал и любил жизнь. Когда мы вышли, подняли головы и увидели огромное небо, полностью усыпанное яркими звёздами. Лес, тишина и звёздное небо — что-то невероятное, завораживающее… Как жаль, что всё нельзя сфотографировать, увезти с собой хотя бы небольшую часть этой красоты.
День третий.
Переправа через Волгу на пароме. Вокруг нас леса, бескрайняя река, небо, которое в тот день было словно акварельным. Наконец, мы добрались до Гаврилов-Яма – города, в котором жили воспитанники лагеря Ленинградского Литературного фонда на первом этапе эвакуации. Многое об этом нам рассказал местный историк-краевед Сергей Иванович Киселёв: показал, где жили эвакуированные ребята, находился пищеблок, пункт приёма, младшая и старшая школы, пляж. Причём, название у него интересное — «Бабушкин». Это связано с тем, что раньше здесь полоскали бельё женщины. Также мы дошли до дома, в котором жил Аркадий Исаакович Райкин – советский актёр и сатирик, народный артист СССР. Он приезжал в Гаврилов-Ям навестить свою семью, находившуюся в эвакуации с лагерем Литфонда. Здесь – в местном парке Аркадий Исаакович давал концерты, на которые приходили жители города и эвакуированные ленинградцы.
Так завершилась наша исследовательская поездка в Ярославскую область. Мы изучили места, о которых читали в воспоминаниях детей, узнали новые подробности их «военной» жизни и встретились с людьми, которые также, как и мы, интересуются историей эвакуации.