Огромный шатер, наполненный людьми, разноцветные прожекторы, громкая веселая мелодия. Я оглядываю зал в ожидании чуда. В правой руке держу своего любимого плюшевого мышонка, а в левой—сахарную вату на палочке. И вот, свет гаснет, а по залу проносится громкий голос: «Да начнется наше представление!» Именно такими мне запомнились походы в цирк. Сейчас, конечно, это не производит на меня такое “магическое” впечатление. Меня больше интересует то, как цирк работает изнутри. Для этого я решила поговорить с несколькими людьми: с бывшим артистом цирка — Михаилом Владимировичем Брциевым и моей сестрой, Юлией Кривоносенко, которая больше шести лет занимается в цирковом кружке. Михаил Владимирович рассказал мне, что в цирк артисты могут попасть несколькими путями. Один из них — через цирковую студию. Это кружок, куда набирают ребят с самого детства, и  после окончания любого из них ученики могут идти работать, не получая специальное образование. Например, так делает моя сестра —  Юлия Кривоносенко. Она уже больше пяти лет занимается в цирковом кружке. И, несмотря на юный возраст, очень часто выступает в цирке. После этого обучения она сможет либо сразу пойти работать на арене, так как имеет достаточный уровень подготовки, либо поступить в Государственное училище циркового  и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева- единственное цирковое училище в России.  Про другой способ мне рассказал Михаил Владимирович Брциев, который раньше работал в цирке. Он был и акробатом, и жонглером, и даже «фаерщиком» — человеком, который исполняет различные номера с огнем: «Я тоже поступил в училище, но не захотел терять на это четыре года и ушел оттуда. Мне это было не нужно. Так как я с детства ездил с отцом по циркам, знал и жонглирование, и акробатику. То есть дети цирковых артистов, которые идут по стопам родителей,как правило, никуда не поступают и всему обучаются на манеже. Они живут с цирком, переезжают с ним, все время в пути и так становятся артистами». Сами труппы выступают как в больших стационарных цирках, так и в передвижных, где сами создают свои представления. И подготовка, и организация мероприятия сильно зависят от места. Чаще всего в стационарных цирках все номера продумывают режиссеры-постановщики, которые отвечают за всю программу. Либо с одобрения режиссера и других постановщиков актер продумывает свой номер сам. «Во-первых, конечно, отталкиваешься от жанра вашей программы. Подбираешь музыку и добавляешь какие-то танцевальные элементы. Кто что выберет: может быть хип хоп, брейкданс или нечто похожее», — поделился Михаил Брциев. Так же происходит и с костюмами. В больших организациях этим занимаются костюмеры. Но иногда актеры сами создают свои костюмы. Так, например, делает и моя сестра, ведь манеж, на котором выступают ребята, не всегда может покрасить подходящие костюмы. «Я часто придумываю свой образ сама. Бывает даже, что шью что-то своими руками. Это помогает мне лучше понять героя и даже прочувствовать его эмоции». К выходу на сцену тщательно готовятся не только люди, но и животные. Для обучения любого зверя потребуется много времени и сил. Например, очень кропотлива работа с медведем. Чтобы это животное начало делать какие-то, даже не очень сложные трюки, у профессионалов займет больше полугода.  Нередко происходит такое, что животное просто не поддается дрессировке. «Один раз мы привезли  из Голландии двух маленьких львят. Один пошел на контакт, а другой ни в какую. Держать просто так его смысла нет, поэтому мы отдали львенка в зоопарк. В дикую природу их выпустить нельзя — они там не выживут. Больших хищников, если тот не пошел в дрессуру, как правило, тоже отдают в зоопарк или в заповедники», — поделился артист. К каждому животному в цирке требуется абсолютно разный подход. Например, чтобы обучить льва трюкам, дрессировщики накалывают кусок мяса и объясняют зверю команды. Со временем тот привыкает, и «вознаграждение» ему не понадобится. А в работе с лошадьми самое главное — поставить их на питу, «ступеньку» вокруг манежа. От расстановки предметов на манеже зависит очень многое. Если неправильно поставить кольца, тумбы и прочий инвентарь, животное может растеряться и не исполнить свой номер. Но такие неудачные номера в цирках часто случаются и с самими артистами. «Конечно, бывало страшно перед выступлением. Особенно, когда я работал жонглером. Если падаешь пару раз, то стараешься обыграть эти ситуации. Если что, можешь даже что-то специально уронить ногой, затем красиво поднять предмет и начать жонглировать»,-поделился артист. Но, работая в команде, выкрутиться не получится. Поэтому очень важно отрепетировать все много раз. «Если я подкидываю акробата на какие-то трюки, тоже думаю о том, все ли хорошо. Ведь от того, как я его подкину, фактически зависит его жизнь, так же как и моя зависит от партнера», — рассказал Михаил Владимирович. После разговора с артистом меня поразило то, что работа в цирке- настоящее дело всей жизни. Ведь многие из них проводят все свое время в маленьких цирковых фургонах, разъезжая по разным местам. При этом, не оставляя времени ни на семью, ни на другие развлечения. Думаю, чтобы пойти на такое, нужно не просто любить «сцену», а по-настоящему гореть этим искусством и трудиться, несмотря на проигрыши и настоящие падения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *