«Сложные дети: что делать», «Как заставить ребенка слушаться» — читаю я заголовки на каком-то форуме, на который случайно наткнулась во время бесцельного исследования интернета. В моем окружении всегда было довольно много тех, кому общество цепляло ярлык «трудный подросток». Им сложно давалась учеба, они устраивали драки на переменах, срывали уроки, а порою даже совершали преступления. Такое поведение всегда порицалось и ребенка «выбрасывали за борт» руководствуясь логикой «и что можно с ним сделать, если он такой неуправляемый». Каждый раз, когда такое происходило, я невольно задумывалась о том, куда такие дети могут обратиться. Ведь отношения с семьями в подобных случаях довольно редко оказываются доверительными. Ответ на вопрос нахожу, как ни странно, на рекламном баннере о новом спектакле. Упсала-Цирк — это первый и единственный в мире цирк для “хулиганов”.
История цирка началась в марте 2000 года. Именно в этом году на практику по социальной педагогике в Санкт-Петербург приехала немецкая студентка Астрид Шорн. Вместе с ее подругой, Ларисой Афанасьевой они придумали проект – решили учить уличных детей цирковому искусству, чтобы помочь им адаптироваться в обществе и дать возможность реализоваться. Детей девушки искали сами — ходили по социальным столовым и коррекционным школам, предлагали поучаствовать в проекте ребят, которые жонглировали и показывали фокусы около входа в метро. Тренировались в итоге где придется — на площадях или в парках. Свой собственный шатер у Упсала-Цирка появился лишь в 2012-ом году, благодаря управляющей компании Теорема.
Для того, чтобы понять, что это за место, посмотреть на тренировки и поговорить об устройстве, я направилась прямиком по адресу Свердловская набережная, 44. Смех и разговоры — первое, что замечаешь, зайдя на территорию Упсала-Цирка. В глаза бросается неформальность места — кухня с диванчиками, где сидят ребята и обсуждают какую-то игру на телефоне, собака, бегающая по одному из кабинетов. Мы с Дарьей Горчаковой, работницей цирка, направляемся прямо в шатер, где в этот момент как раз проходит тренировка. «Для нас «хулиган» — это человек, у которого есть безумная энергия. И эту энергию можно направить в творческое русло» — начинает рассказывать мне Дарья. Для того, чтобы процесс перенаправления энергии прошёл как можно эффективнее, в Упсала-Цирке разработали целую методику. Ее сутью является раскрыть творческий потенциал ребенка. Они не только учат ребят цирковым дисциплинам, например жонглированию и акробатике, но и уделяют внимание эмоциональному состоянию детей.
Артисты делятся на несколько групп. Младшие, средние, старшие и профессиональная труппа, состоящая из выпускников Упсала-Цирка. Кроме “хулиганов” в Упсала-Цирке занимаются дети с особыми потребностями. «Мы начали пробовать работать с особыми детьми еще 10 лет назад, когда появился собственный шатер. Набрали детей и увидели, как они увлечены, как принимают участие в спектаклях. Тогда уже решили расширяться. Сейчас мы пробуем пилотный проект, где занимаются ребята с аутизмом и умственной отсталостью» — рассказывает руководитель творческого центра “Пакитан” Александрина Ионова. В репертуаре есть два инклюзивных спектакля. Первый спектакль, который называется «Я Басе», уже успел стать лауреатом премии Арлекин и Золотая Маска, побывать в Москве и Германии. Второй спектакль, «Сны Пиросмани» по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани может похвастаться необычной историей создания. Дети и режиссер придумали и поставили его после одной из резиденций в Грузии — “хулиганы” жили в деревне, тренировались и общались с местными жителями. Однако, одними резиденциями деятельность Упсала-Цирка не ограничивается. В рамках проекта “Хулиганы за мир” в Германии прошла встреча детей из цирка и ребят из Сирии, Афганистана, Армении. На ней они не только тренировали навыки циркового искусства, но и обсуждали такие важные темы, как война и мир. «Они много говорили о том, нужна ли война вообще, можно ли оправдать военные действия. Конечно, мнения ребят из Сирии очень отличались от мнения «хулиганов» — когда ты видел войну, ни за что не станешь говорить, что это оправдано» — рассказывает Дарья.
Помимо занятий по хореографии, акробатике, сценическому мастерству, жонглированию и даже трюкам на трапеции, Упсала-Цирк предлагает детям множество занятий для их развития и лучшей социализации. Ведь изначальная цель создателей – не набрать труппу и создать цирк, а помочь детям социализироваться. “У нас есть социальный работник, который занимается поддержкой семей. Для нас важно, чтобы дети хорошо учились в школе. Если что-то идет не так — звонит классный руководитель, и мы ставим перед ребенком ультиматум: “Либо ты исправляешь оценки, либо больше мы тебя здесь не ждем. Дети протестуют, но делают все, чтобы остаться” — объясняет Дарья. Контроль учебы — самое малое из всего, что Упсала-Цирк делает для социализации “хулиганов”. Прямо сейчас у них проходят гендерные семинары, на которых педагоги вместе с детьми обсуждают вопросы взаимоотношений, равенства и разного отношения общества к мужчинам и женщинам. Также каждый год организуются летний и зимний выезды. Во время них ребята сближаются, делятся своими переживаниями, отношениями с семьей.
“Мы создали особый мир. Как это сделали — не понятно, факт есть факт” — вспоминаются мне слова Дарьи. Упсала-Цирк — это мир, в котором артисты после выступления идут прибирать сцену, где любят вместе готовить и устраивать кулинарные мастер-классы на выездах и где ребенок воспринимается как осознанная личность, способная отвечать за свои поступки. И, пока я вижу, как в один момент Дарья бежит обнимать заглянувшую в цирк выпускницу, а в другой спешит снять поздравление с днем Рождения одного из тренеров, задумаюсь о том, как хорошо, что такие миры существуют.