Раньше стекло было чудом для человека, оно являлось чем-то удивительным, недоступным, сложным и дорогим, ведь с этим материалом работали вручную. Процесс был трудоемким, и позволить себе что-то стеклянное могли только богатые люди. Фабричное производство появилось относительно недавно. Сейчас же стеклянные вещи окружают нас повсюду: экран телефона, зеркала, окна — это стало обыденностью. Мало кто задумывается о том, что из стекла создаются настоящие произведения искусства.
Я посетила выставку «Glasstress. Окно в будущее», на которой были представлены работы современных художников-стеклодувов. Она проходила в Главном Штабе с 10 сентября по 31 октября. Экспозиция была организована Государственным Эрмитажем совместно с венецианской Студией Беренго, основанной с целью возрождения традиции муранского стекла. Оно изготавливается по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции. Елисей Захаренков, куратор выставки, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, говорит, что муранские стеклодувы хранят свои секреты в тайне, но организаторы выставки могут судить по фотографиям, которые присылают мастера. «На производство допускается только художник и стеклодув. Но, насколько известно мне, все технологии остались от предыдущих лет — это выдувание, прессовка, выливание формы с применением каких-то дополнительных функций, например, пескоструйной шлифовки», — добавляет Елисей.
Выставка носит необычное название, которое Дмитрий Озерков, главный куратор «Glasstress. Окно в будущее», обьясняет так: «Название выставки является парафразой венецианца Альгаротти, который сказал, что Петербург – это окно, через которое Россия смотрит в Европу. Пушкин подхватил эту фразу, и она стала крылатой. Сегодня через это окно мы смотрим на современное искусство, созданное в Венеции». Дмитрий обьясняет значение и самой выставки: «Посетив «Окно в будущее» можно увидеть, что стекло – это не просто материал для декоративно-прикладного искусства, но и возможность создавать концептуальные проекты».
На входе в первый выставочный зал представлена темно-синяя скульптура — силуэт женского тела в легком платье. Скульптор изобразила каждую складку ткани так, будто платье облили холодной водой, и оно превратилось в лед. Передо мной — «Полулежащий ноктюрн» американской художницы Карен Ламонт, известной своими скульптурами в натуральную величину. Эта работа стала «визитной карточкой выставки», так как она «открывает» экспозицию. Стеклянное платье остается позади, и я попадаю в красный зал с темным освещением, где меня останавливают множество маленьких цветных человечков, которые столпились вокруг башни из кастрюль, олицетворяющей высшие слои общества. Они с надеждой смотрят на высокую колонну из пустой посуды, будто та способна изменить жизни героев. С помощью скульптуры «Колонна колониализма» Паскаль Мартин Тайу призывает задуматься об устройстве общества, о том, за кем мы следуем и на кого надеемся.
Думая о судьбе человечков и превосходстве над ними, я прохожу в выставочный зал, где находится работа южно-африканского художника Кендалла Гирса под названием «Задержка развития». Издалека мне показалось, что это большое сердце из маленьких кусочков стекла, прикреплённое к красной стене. Я подошла ближе и разглядела составляющие сердца — дубинки полицейских. С помощью этой иллюзии Кендалл Гирс хотел напомнить зрителю, что часто первое впечатление бывает обманчиво, а слепое доверие – опасно. Сразу вспоминается комментарий Дмитрия Озеркова: «Эта выставка про то, что красота и стиль совершенно не обязательно должны исключать теоретическое послание. Современное искусство многослойно, а хрупкость стекла придает работам дополнительный смысл». Мне стало жутко от того, как автор передал свою мысль, и я поспешила пройти к следующей скульптуре, творению американского скульптора Джимми Дарема «Что, если небу суждено упасть?». Автор изобразил большой барабан с черным корпусом и белой мембраной, на которой лежали коричневые палочки. По инструменту так и хотелось ударить, чтобы проверить настоящий он или нет. Я удивилась, что скульптура может быть настолько реалистичной. «Самым невероятным было то, что в каждом произведении мы находили классическую технику и образы», — так своими впечатлениями поделились итальянские гости Эрмитажа. Меня же удивило то, что скульпторы способны затрагивать актуальные темы, такие как манипуляция общественным сознанием, проблема неравенства между слоями общества и важность духовной наполненности человека в своих творениях из хрупкого стекла.
Раньше меня не удивляло то, насколько разным и красивым может быть этот материал, ведь ныне он находится повсюду. Выставка «Glasstress» изменила мой взгляд на искусство из стекла, а впечатляющие изваяния побудили уделять больше внимания миру вокруг. Наверное, люди, которые много лет назад впервые узнали о нем, испытали тот же восторг, что и я после изучения необычных экспонатов.