Первый раз попробовав запрещенные вещества, получаешь дофамин, эйфория кружит голову и привычные вещи словно окрашиваются в яркие цвета. Сначала это весело, легко, появляется мотивация творить и путь к мечте кажется короче и проще. Но это кратковременное действие и постепенно попадаешь в порочный круг зависимости и наркотики становятся смыслом жизни. Все мечты и цели отходят на второй план. Существование кажется невозможным без стимуляции. В голове лишь вопросы «где достать дозу?» и «как увеличить эффект?» Это губит психику, здоровье, отношения и полностью разрушает жизнь.

Такой выбор сделали герои фильма Даррена Аронофски «Реквием по мечте».  В кинокартине показано три истории, в которых препараты сломали жизнь людям. В фильме есть деление на три главы: лето,осень, зима; чтобы показать хронологию развития событий. Главные герои — пожилая женщина Сара, ее молодой сын Гарри и его девушка Мериал. Режиссер выбрал именно такой состав, чтобы показать, что зависимость может появиться у любого человека, невзирая на пол и возраст.

Сара создала вокруг себя иллюзорный мир телевизионного шоу , в который совсем не вписывается. На всех кадрах она появляется в одной и той же обстановке: комната с зелеными стенами и телевизор по центру. Это показывает, что только так она и проводит все свои дни. Ее целью становится сбросить вес, чтобы влезть в красное платье. Это  символ  счастливой жизни, которой она лишилась. Сара пытается «влезть» в эту счастливую жизнь и меняться ради этого, но там ей уже давно нет места.

Вместо диет и ограничений она выбрала более простой путь — таблетки для похудения, такие же разноцветные и яркие, как ее мечты. Сначала женщина радуется быстрому результату, но потом привычной дозы перестает хватать и препараты полностью искажают ее психику. «Таблетки загонят тебя в могилу раньше этой передачи»,- кричал ее сын. «Я одна, но есть таблетки»,- отвечала мать. Препаратами она компенсировала любовь мужа, сына и общества. Как и пророчил Гарри, женщина сошла с ума и начала жить галлюцинациями: холодильник двигался и нападал, герои из телешоу ожили в пикселях. Сара словно попала в  мечту, но это происходило совсем не так, как она представляла. Условия сцены те же, но реальность  другая. Теперь люди из телевизора не восторгаются ей, а наоборот, смеются и унижают. На этих кадрах смещается фокус и начинается круговая съемка, а музыка то тревожная в ритме биения сердца, то абсурдно веселая.

Также зависимы ее сын Гэри и его девушка Мэриел, только от наркотиков. В начале фильма они делятся своими мечтами и запускают в небо самолетик — символ надежд. Но после взлета самолетик падает вниз, на землю. Им не подходят стабильные отношения, герои подсели на адреналиновую иглу. Они мечтают о спокойствии, но азартная жизнь перевешивает это. Иронично, что Мериэл говорила «Я чувствую себя человеком», находясь в наркотическом опьянении.  Сначала пара продавала запрещенные вещества и дела шли вверх. Парень и девушка  счастливо проводила время вместе. Они разговаривали, проявляли свою любовь и верили в замечательное будущее. На кадрах трава была ярко зеленая, а небо неестественно голубое. В этой истории тоже встречается красное платье, в видениях Гэри. На пирсе появляется Мериал в этом элементе одежды.  Парень  бежит на встречу своей мечте, но это видение обрывается, потому что мечты этой так и не достигнуть.

Вся идиллия рушится, когда пропадают поставщики препаратов. Отношения героев ухудшаются, и все разговоры сводятся к наркотикам. Если раньше между парой возникало много тактильности, то теперь они сидят по разные стороны дивана и каждый думает о своем. Номер мужчины, который развращает девушек и дает им за это дозу, Гэри написал на фотографии, где они были счастливы. На этих моментах кадры приобретают голубые оттенки,  и в мелодии прорисовывается обреченность. Так, эти герои и остаются наедине со своей зависимостью. На кадрах они стали появляться по раздельности, страдая и плача от ломки.

Связующим героем является Гарри, так как он взаимодействует и с матерью, и с девушкой. Парня играет актер Джарльд Лето. В фильме больше акцентируется внимание на зависимости Гери, нежели на раскрытии его характера. Он становится счастливым только от прибавки денег. Именно на деньгах и наркотиках строится его жизнь. Юноша отдает себе отчет о вреде препаратов, ведь при разговоре с мамой отчаянно доказывал вред веществ. После этого скандального диалога он плачет, но уже на следующем кадре его лицо принимает безмятежное выражение, после принятия дозы. Так показан контраст состояния и эффект, который помогает Гери существовать. Персонаж проявляет беспокойство и привязанность по отношению к матери, к другу, к девушке, но совсем не ценит себя. Эйфория для него важнее себя. По итогу, такая самоотверженность и безрассудство  приводят его к одиночеству и безысходности. Ни девушка, ни друг, ни мама не помогут ему. Важным\значимым символом в фильме является именно образ матери. Мама — воплощение светлого и хорошего. Гэри и его друг вспоминают о родном человеке в самые тяжелые моменты и раскаиваются, что не оправдали их ожидания. На одном из последних кадров друг Гэри сидит с портретом матери и плачет.

Весь фильм снят с эффектом пленочной камеры и напоминает музыкальный клип или кинокартины Гая Ричи. Можно провести аналогию, что персонажи видят жизнь будто через мыльную камеру. Мечты заслоняют им чистый и трезвый взгляд на мир. Для передачи ощущений применяется кодирование кадров. Особенно это заметно на моментах, где герои употребляют наркотики: кадры с крупными планами сменяются один за другим для акцента на этих действиях и усилении эффекта. Режиссер будто делает зрителей участниками происходящего и появляется ощущение, что мы следим за реальной историей. Даррен Аронофски использует книжный стилистический прием — повторение действий. Это проявляется и в визуальном плане, и в муыке. . На первом и последнем кадре звучит тревожная классическая мелодия, то есть уже в начале режиссер намекает на трагичный финал.

В конце фильма каждый из героев сворачивается в позу эмбриона. Когда человек придвигает колени к туловищу и опускает голову, он таким образом пытается уйти в зону комфорта.  Саре, Гэри и Мэриел так и не удалось найти этот комфорт. Жестокая реальность поглотила их мечты и зависимость одержала победу над личностью.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *