Еще год назад я точно знала, кем хочу стать в жизни, в какой конкретно университет идти и даже присмотрела будущее место работы. Но недавно я стала лучше понимать другие предметы, а на место прошлой мечты о работе лингвистом пришло желание стать физиком. И теперь мне нужно заново искать будущее учебное заведение, профессию и работу. Но хорошо, что я поняла это за три года до поступления, а не за пару недель. Ведь у меня есть много времени, чтобы подготовиться и точно определиться. Но как решают эту проблему люди, столкнувшиеся с подобным выбором в 11 классе или же на первом курсе?
По данным сайта университета Гарварда более четверти студентов во всем мире в таком случае решают взять gap-year. Если говорить простым языком — это год, который будущие студенты «берут» между 11 классом и первым курсом. Причины могут быть разные — желание попробовать себя в профессии, прежде чем поступать, заняться волонтерством, попутешествовать или же потратить время на подготовку к отложенному поступлению. В основном, такая практика показывает, что студенты получают нужный опыт и в целом им это идет на пользу.
В других странах, например в Америке, подобный опыт учитывается в резюме как положительный. Даже тот же престижный Гарвард рекомендует абитуриентам провести год вне привычной обстановки, получить жизненный опыт и более взвешенно подойти к решению о поступлении в тот или иной университет. Американского студента, прошедшего предварительно стажировку в юридической конторе, охотнее возьмут на юридический факультет. В России же до недавнего времени считалось, что если человек не поступил сразу после школы — значит завалил экзамены. Но, к счастью, сейчас меняется мнение об этом, в связи с чем расширяются возможности российских студентов для занятий в этот год. Довольно большой процент из людей, которые решаются на этот шаг, делают также, как и американские студенты — проходят стажировку, становятся волонтерами и путешествуют.
Хорошо, что я вовремя успела понять, что у меня изменились приоритеты в учебе, но у некоторых школьников это произошло позднее. Такая история случилась у Егора Белова. Год назад он принял решение взять свободный год, и это довольно сильно повлияло на его жизнь. «Я помню, что как только сдал экзамены, понял, что не знаю кем хочу быть конкретно и в какой вуз идти. Надо было подавать документы, проходить вступительные экзамены и так далее, — рассказал мне Егор, — поэтому я и решил, что отдохну год, а потом поступлю». Но не все оказалось так просто: спустя три месяца отдыха Егор столкнулся с множеством проблем. Во-первых, все друзья и знакомые поступили в учебные заведения и было сложно поддерживать с ними общение, так как они учились, а некоторые еще и работали. Во-вторых, нельзя было потратить эти девять месяцев впустую, потому что будет сложно возвращаться к занятиям спустя долгий перерыв. «В тот момент я рассматривал два варианта: либо я стану волонтером, так как это связано с моей будущей профессией, либо же потрачу время на подготовку к вступительным, олимпиадам, которые помогут в резюме». Он выбрал первый путь – проработал волонтером в одной из компаний, занимающихся переработкой мусора. Опыт оказался удачным: Егор смог поступить в вуз мечты, и устроиться на работу, где положительно восприняли опыт волонтерства.
Но не всем удается вернуться к учебе спустя такое длительное время. Многие просто не хотят возвращаться к урокам, домашним заданиям и зачетам, так как уже успели отвыкнуть и расслабиться. Такая история произошла с одной из выпускниц нашей школы. Она тоже решила взять свободный год, в течение которого не училась, а отдыхала. В результате, она не поступила в желанный университет и ей пришлось искать другой вуз. Или же человек находит работу, которая не требует наличия высшего образования: открывает свой бизнес или становится фотографом. Иногда случаются ситуации, когда родители не разрешают ребенку взять этот свободный год. Получается, что человек насильно идет учиться, в результате чего он не заинтересован в своем обучении. Гораздо выгоднее и для государства, и для человека отдельно, когда он обдумывает свое решение и потом идет работать там, где ему точно интересно. Если ученый наслаждается своей работой – происходят новые открытия; если врач – люди здоровые и это тоже помогает обществу. Я считаю, что если подросток принял такое решение, то ему стоит обсудить все с родителями, ведь в такой ситуации старшие могут оказаться правы. Они лучше видят происходящее со стороны своего жизненного опыта. “Когда я сказал родителям о своем решении, они тоже поначалу говорили, что я просто останусь без высшего образования. Но когда я показал им точное место для волонтерства, в какой вуз буду поступать через год, они согласились”, – рассказал Егор.
Когда ребенок принимает решение о будущем образовании, его мнение должно быть приоритетным, но и к родителям важно прислушиваться. Если бы передо мной встал такой выбор, я бы поступила как и Егор – сначала собрала бы доказательную базу, чтобы позже, при обсуждении этого вопроса с семьей, могла бы приводить точные факты, а не просто давать пустые обещания.