Огромное здание бывшего завода, тусклый свет и большая деревянная лестница, ведущая к ярким огням на стене. Поднявшись, я вижу надпись, выполненную из больших неоновых ламп: «Andy Warhol». Это имя художника, творчеству которого посвящена выставка поп-арта «Энди Уорхол и русское искусство» в Севкабеле. Она проходила с 25 июня до 24 октября. Экспозиция представлена в виде небольшого лабиринта, войдя в него можно увидеть экспонаты как Уорхола, так и русских художников, которых он вдохновил, например, Олега Кулика, Владимира Мамышева-Монро и Маяны Насыбуловой.
Кому посвящена выставка? Энди Уорхол- культовый художник 20 века. Хотя его настоящее имя — Эндрю Вархола, по приезду в Нью-Йорк он американизировал свое имя и фамилию. Главная идея художника заключается в том, что искусство — это то, что видит и ежедневно пропускает через себя общество. Уорхол работал в стиле поп-арт, от английского — популярное искусство, или «исскуство для масс».
Обход всей экспозиции по подсчетам работников Севкабеля занимает около пятнадцати минут. Это объясняется знаменитой фразой Энди Уорхола, которую он сказал во время одного интервью: «У каждого есть человека есть 15 минут, чтобы стать известным, я использовал это время правильно».
Первые минуты я провела в зале «Пролог». На входе висела биография Уорхола, вводя посетителей в суть выставки. На розовой меховой стене — картины в рамах, состоящие из маленьких открыток с кошками. Для того, чтобы лучше разобраться в творчестве художника, я поговорила с Марией Остаховой — экскурсоводом и искусствоведом. Она рассказала, что это — «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка», весьма автобиографичная работа художника. «Дома у Уорхола было очень много котов, и, чтобы не путаться, он и его семья называли всех Сэм», — добавила Мария.
Такие же розовые и зеленые огни отсвечивались от металлических стен за портретом. Фольгированные стены, как из ланчбокса, разворачивали свое содержимое. Следующая экспозиция посвящена еде, но она сильно отличается от классических натюрмортов, которые, к примеру, можно увидеть в Русском музее. Я увидела рюкзак доставщика Яндекс Еды и коробки с мыльным порошком Brillo, дизайн для которых создавал художник. Также в зале представлены картины русских художников, посвященные Макдоналдсу, кола коле и другим продуктам. Все эти картины были написаны будто подражая дизайнам упаковок Уорхола. Чтобы понять, как работал художник, и увидеть процесс: в конце зала находится маленький кинотеатр. В нем транслируются архивные видео из мастерской Уорхола под названием «Фабрика», где он создавал свои картины.
На видео можно заметить еще одну идею Уорхола: то, что знаменито и популярно — всегда дорого. И вещи, принадлежащие знаменитостям, «перенимают» их цену — так считал Уорхол. Все в мире завязано на деньгах, все что мы потребляем, мы покупаем за деньги. Следующим залом Уорхол пытается передать эту мысль. Пройдя в комнату, оказалось, что это — неоновый доллар, который буквально «приглашал» посетителей в «зал денег». В нем представлены ироничные интерпретации валют и креативные инсталляции российских купюр. Например, 100 рублей с Гоголем или 1000 с Пушкиным сделанные русскими художниками. Там же показаны двухдолларовые купюры, подписанные Уорхолом. Как говорил сам художник: «Теперь они стоят намного больше, чем два доллара, хотя номинал не поменялся».
Говоря еще о дорогом и гламурном, следующий зал наиболее посещаемый, так как тут представлена самая популярная работа Уорхола — диптих «Мерелин Монро». Это несколько фотографий Монро: в монохроме, в цвете, и в шелкографии. «Монро — символ эпохи, а для многих женщина-кумир 20 века. Однако история ее жизни была ужасна: развод с мужем, самоубийство. Мария Остахова объяснила мне: «Диптихом «Мерелин» Уорхол хочет показать, что людям все равно, какой ты человек внутри, пока ты красивый и известный. Они относятся к каждому образу личности потребительски, и максимально ее упрощают».
Выставка дала мне увидеть абсолютно рутинные вещи с другой стороны. То, к чему мы привыкли, и кажется нам обычным, Уорхол видел совсем иначе. Цель его творчества – показать, что скрывается за привычной нам картинкой, и как он это представлял. На стене у выхода нам всем задают вопрос: «А правильно ли вы тратите свои 15 минут?».