Перешептывания толпы постепенно заглушает уводящая в транс музыка. Солнечный свет заменяется на неяркие светодиоды и темные шторы выставочного помещения. Сегодня, 23 апреля, я нахожусь в холле красно-кирпичного здания галереи «Цифергауз» на острове Новая Голландия, который уже заполняется посетителями медиа-цифровой выставки — «Синтез».

Сероватые двери лифта открываются на третьем этаже, перемещая в другой мир. Довольно тусклое освещение зала выделяет подвижные цветовые композиции на экранах по бокам от размашистой арки. Пятна неопределенной формы плавно переносятся из стороны в сторону. Как телефонная заставка. Пройдя вглубь кирпичного входа, некоторые посетители останавливаются, чтобы прочитать информацию о мероприятии. На одном из затемненных экранов: «Синтез- выставка работ финалистов конкурса российских медиахудожников. Благодаря проекту и оборудованию галереи шесть отобранных экспертами участников: Анастасия Конюхова,  Полина Лимье, Артем Мороз, Виктор Поляков, Кирилл Рейв и Василисса Саврасова смогли реализовать свои идеи. Конкурс галереи показал, что начинающие художники смело обращаются к теме взаимодействия человека с природой, размышляют об искусстве в эпоху скоростного распространения информации и экспериментируют с синтезом физических объектов и медиатехнологии». Стены обрамляют информационные стенды, а на них —  движущиеся портреты финалистов. Они представляют собой скопления удаленных друг от друга светлых точек, среди которых  не получается рассмотреть даже черты лица, только полуразмытые силуэты по пояс. Около каждого из изображений есть краткое описание направления творчества участников выставки и объекта, который они создали.

Я неторопливо шагаю в следующую арку. Словно в лабиринте, передо мной четыре свода. Четыре зала, которые общие  не только по  своей тематике, но и по сквозным проходам. Над головой аллюзия неба — экран. На нем — динамичные фигуры. Как и облака, цветовые пятна создают различные ассоциации. Фигуры продвигаются в разных направлениях с помощью нескольких проекторов, расположенных в матовых плафонах по периметру помещения. Присмотревшись к видеоинсталляции Артема Мороза, мне удалось увидеть сначала чьи руки, в попытках схватиться за голову, а затем и вовсе «мазки гуаши», формирующие змею интересного окраса. Это работа о красоте индивидуальных взглядов — «Генеративный глаз». «В природе неповторимое сочетание генов рождает уникальную радужную оболочку глаз, а генеративные алгоритмы создают различные вариации вселенных центрального зала галереи» — гласит надпись на стенде. Пол представляет собой  платформу из ромбовидного стекла, от которой исходит свет оранжевого, фиолетового и других оттенков, в гармонии с инсталляцией над ними. Светодиоды разделены только черным контуром, который формирует многоугольники. Некоторые из посетителей ходили по этому возвышению, любуясь  ненадолго всплывающими картинами.

Музыка продолжает преследовать. Свернув в  следующий зал, сразу бросаются в глаза  подсвеченные фигуры неонового красного, желтого. Видеопроекции создают диссонанс, благодаря сочетанию привычных образов растений и нехарактерной для них цветовой гамме и формах. «Идея инсталляции под названием «Симбиоз» основана на взаимосвязи трех форм жизни — водорослей, грибов и лишайников. Каждый организм — уникальная природа: водоросли — обитатели воды, грибы — обитатели земли. В симбиозе  водорослей и грибов рождается новый организм — лишайники» — по замыслу Анастасии Конюховой. Создаётся ощущение, что автор никогда не видел их в реальности, а создал по «кальке», которая так выделяется среди кирпичных стен.

Невдалеке от экзотичных лишайников, на экранах движутся красно-зеленые пятна, рядом с ними «сиреневое небо». «Пейзаж в троичном времени» — новый проект художницы Василисы Саврасовой, созданный в рамках конкурса галереи. Это мистическая инсталляция, которая происходит одновременно в трех временах: времени созерцателя, абсолютном времени и времени материи. Синтез этих явлений позволяет осознать переживания и многомерность пейзажа собственной жизни».

Издалека, меня привлекает нарастающее музыкальное сопровождение в другом зале. На стенах и потолке слегка колышутся провода — лианы, протянувшись прямо до пола. Странные растения, отдаленно напоминают покосившиеся деревья. Резкие смены картинок, пространство освещает лишь искусственный синий свет. Всё это работа Полины Лимье «Арбаро» — в переводе с испанского «лес». «Девушка обращается к проблеме будущего природы, комментирует то, как часто мы видим её через различные девайсы». «Корни» проводов переплетаются, удерживают на себе внимание. реалистичностью и некой простотой, гармонируя с синевато-красными переливами аудиовизуальной инсталляции позади.

Музыка постепенно затихает, сменяется на хруст чьих-то ботинок по снегу. Железные элементы, будто срубленные деревья, ловят отблеск светлого освещения экрана — зимний лес в движении. Всё это больше напоминает прогулку: выступающие камни, заснеженные кроны вечнозеленых сосен, хлопья снега, медленно ниспадающие, чтобы образовать белоснежный сугроб. Этот реалистичный пейзаж создал Кирилл Рейв, обратившись к теме смешанной реальности в своей работе «Ветровал».

Глаза успевают отвыкнуть от пестреющих оттенков, и я уже захожу под светлый купол. По периметру «помещение в помещении» окружают стеклянные отражатели. Динамические волны светотени создают то  полукруг, который вот-вот распадется на сотни клеток, то «искусственные зайчики», прыгающие со стены на стену бликами. Зеленовато-оранжевые, сине-желтые, их истинный цвет определить уже невозможно. Переливы цвета нечеткие, больше напоминают сон или галлюцинацию. Прожекторы выключены, музыка окончательно затихает. Оставляя лишь тишину не высказанных мнений, но и она быстро сменяется шумом оживленнных голосов. Выставка окончена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *