Школа часто ассоциируется с запретами – не болтай, не отвлекайся, выполняй задания, а иначе – два в журнал или маму к директору. Действительно, контроль всех наших действий пять, а то и шесть часов в день раздражает. Французский философ Мишель Фуко выделил школу, наравне с больницей, армией и тюрьмой в особую группу дисциплинарных пространств, где человек подвергается ограничению и наблюдению.
Сейчас таких пространств можно назвать гораздо больше. Это и офис, и аэропорт, и детский лагерь,- перечислять можно долго. В связи с актуальностью темы в музее современного искусства Эрарта проходит выставка, названная по термину Фуко «Дисциплинарные пространства» . С 19 января по 19 марта посетители могут увидеть работы 30 современных русских художников и поразмышлять о возможностях контроля над человеком. Хотя выставка небольшая, всего два зала, поводов для раздумья здесь и вправду немало. Подсвеченные картины на темных стенах изображают малышей в одинаковых распашонках, курсантов в строю, космонавтов на орбите, жуткую человеко-массу, как например, на картине Валерия Лукки «Интернат».
Первый зал экспозиции посвящен несвободе советского времени. Здесь пионерские отряды, силовики, ГУЛАГ и инсталляция Андрея Сикорского «Беломорканал» — пачка легендарных папирос, склеенная из сигарет импортного производства. Второй зал рассказывает о несвободе в наши дни.
Его открывает картина «Карантин» Дмитрия Локтионова. На ней обнаженный человек убегает по залитому солнцем лугу от людей в белых халатах и противогазах. «Врачи без границ», — гласит надпись на аптечке. С неба за этим наблюдает военный вертолет, и понятно, что человек никуда не сбежит. В этом зале не обходится и без иронической интерпретации темы выставки. Выделяется своеобразный памятник больнице, придуманный Татьяной Радивилко, – синие бахилы на белом постаменте. Ассоциация подобрана очень метко, сразу вспоминаешь гардеробщиц, автоматы с бахилами по 5 рублей и бесконечные очереди на прием.
Тема выставки непростая, и весело провести субботний вечер здесь не получится. По словам куратора выставки, Владимира Назанского, задача не в том, чтобы проиллюстрировать идеи Мишеля Фуко, а в том, чтобы отразить зоны несвободы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Экспозиция оставляет много вопросов для раздумья.