Ночь — это время, когда природа засыпает. Бутоны цветов закрываются, яркие краски меркнут в темноте. Никто не пойдет смотреть на цветение вишни или на прекрасные бутоны роз ночью. Никто, кроме Юри Катании. Его фотографии из серии «Таинственный сад темных цветов» сейчас представлены в Эрарте. Выставка «Лунный сад» проходит в музее современного искусства с 26 января по 28 мая. Там показаны 50 фотографий цветов его сада у подножья Альп в Швейцарии и снимки кактусов Калифорнии.
Швейцарско-итальянский художник Юри Катания начал карьеру в качестве fashion-фотографа. Он успел поработать с многими модными домами и изданиями: Chanel, Giorgio Armani и Vogue Italia. Параллельно Катания занимался собственными творческими проектами. В 2013 году его работы впервые попали на выставку в Париже. С тех пор Юри Катания посвятил себя не только художественной фотографии, но и созданию работ в смешанной технике: графике, живописи и коллаже.
Волшебное место, где живут цветы, вырастила супруга Юри Катании – Сильвия, которой художник посвятил выставку. Серия «Таинственный сад темных цветов» создавалась в 2020-2022 году во время пандемии. Тогда художник был вынужден остаться в стенах своего дома в Ровио. Здесь, спускаясь в свой секретный сад после заката, он фотографировал творчество природы и его жены. Ночь, как фон, Катания выбрал не случайно. В его понимании это время – короткая передышка перед новым днем, символ возрождения, переосмысления мира и надежды. В сюжетах его фотографий ночь играет метафорическую роль, ведь, конечно же, после захода солнца все цветы прячут свою красоту за листьями, а в таинственном саду художника они перерождаются и показывают свою новую ночную натуру.
Зал в Эрарте встречает посетителя полумраком, стрекотом сверчков, кваканьем лягушек и тихим шумом, похожим на треск веток под ногами. Временами к звуку из динамиков добавляется приятная неторопливая мелодия. В помещении кроме картин находится инсталляция: на стене спроектирована луна с покачивающейся травой. На полу – пуфики, а вокруг — крутящиеся матовые колонны с синей подсветкой. Внутри них листья папоротника и пальмы.
Около снимков находятся краткие таблички, где написаны материалы, год создания и названия, которые больше отражают эмоции, которые вызывает картина, а не ее видимое составляющее. Например, на фотографии «Странное чувство» мы видим джунгли из кактусов. Они бесконечно переламываются и переплетаются между собой. Желтый свет, направленный на них, светит снизу вверх. Будто я еду на машине глубокой ночью и наталкиваюсь на стену из колючих растений. Кактусам нет ни конца ни края. Действительно странное чувство. Картина «Неистовый ночной пион» объединила в себе страсть малиново-красной и нежность фарфоровой розы. Его лепестки жемчужно-розовые с малиновыми вкраплениями, бутон направлен куда-то вправо — к желанному белому свету. Кажется, что цветок проявляет любопытство и тянется к неизведанному. В каком-то роде пион напомнил мне себя. Потерянный и любопытный, тянущийся к чему-то далекому. В саду Катании ужились не только возвышенные представители флоры, но и обычная трава. Даже художник удивился ее появлению здесь, назвав фотографию «Неожиданная трава».
Таинственный сад. В нем, ночью, когда все цветы закрываются от переизбытка влаги, холода и темноты, раскрываются души. Сильвия, Юри Катания и зритель вложили в картины свой собственный смысл и душу, поэтому, смотря на совершенно разные по характеру растения, можно увидеть в них определенные образы, провести параллели с реальным миром и узнать в цветах самого себя.