
На меня надевают наушники, ставят напротив микрофона и запирают две тяжелые двери. В пределах серых звукоизоляционных стен кажется, что каждый вдох фиксируется аппаратурой. Перед хором, за пластиковой стеной с окном сидит седой мужчина. Мы спели, зашли в кабинет и теперь смотрим, как мужчина бесконечно дублирует и переставляет полосочки разных цветов, а потом просит что-то перезаписать. Я участвовала в звукозаписи, когда была в составе ансамбля «Джемклассика». Несмотря на занятия в музыкальной школе, я не могу сложить звуки у себя в голове и получить мелодию, поэтому у меня много вопросов о ее создании. Ответить на них смог Никита Сергеевич Ананьин, преподаватель звукорежиссуры в Театре Юношеского Творчества, который также пишет собственные песни.
– Как проходит процесс записи вокала?
Сначала необходимо правильно расположить микрофон на расстоянии где-то полметра,возможно, чуть меньше во избежание эффекта ближней зоны. Потом надо отстроить нужный уровень, чтобы не было перегруза по звуку, и работать, пока не получится. Себя записывать немного сложнее, потому что иногда кажется, что «и так нормально»,а выговаривать нужно каждую букву.
– Что из техники вы используете в своей работе?
Я использую микрофон, звуковую карту (устройство для преобразования звукового сигнала в цифровой), наушники для мониторинга, студийные мониторы для контроля самой записи. Также нужен компьютер, ведь без него сейчас никуда. Я думаю, что 80% «звуковой магии» происходит на нем.
– Какие этапы есть в редактировании звука?
Первый этап — сведение. Это процесс выстраивания балансов звука между разными дорожками монтажа. Все вдохи, выдохи из сигнала удаляются, проводится эквализация, то есть вырезаются лишние частоты. Далее идет работа с динамикой, во время которой тихие места делают громче, а громкие — тише. В итоге мы приходим к балансу. Следующий этап — мастеринг. Целую «звуковую колбасу» редактируют по динамику и общим параметрам. Потом трек разводится по панораме в левое, в правое ухо, чтобы звук был более объемным.
– Какие эффекты используются в создании музыки?
Эквалайзер (срезание верхних частот), например, погружает голос под воду. Реверпридает звуку глубину, чтобы у человека было ощущение, что он находится не в комнате, а в концертном зале. Также есть эффект задержки, эха, изменения голоса(нужен для его повышения или понижения) и гитарные эффекты. Часто используют дисторшн (искажение до степени «грязного» звука), педали, фленжеры —волнообразные эффекты, которые звучат как «воу—воу—воу-воу» и многое другое.
Нет никакой универсальной формулы редактирования. Невозможно два разных трека свести по одной схеме. Каждый трек, как правило, уникален. Есть небольшая база, по которой работает тот или иной прибор, но человек должен сам решить, как правильноприменить инструменты. Мне потребовалось года три, чтобы понять, как и что мне делать.
– Что вам больше всего нравится в создании музыки?
Мне нравится именно процесс. Это самое «вкусное». Сначала прослушиваешь первый вариант записи, распределяешь его по дорожкам, потом начинаешь монтаж: убираешь все лишнее, чистишь, сводишь, применяешь эффекты, все это склеиваешь, переделываешь. Потом я выгружаю готовый трек, и после этого для меня он теряет свою ценность, мне не важно, что будет с ним дальше. Но отношение к творчеству индивидуально у каждого музыканта.
– Как вам приходит идея для написания музыки, текстов?
Я беру события из жизни, которые можно обработать таким образом, чтобы получилась песня. Например, песня «Галя, отмена!» основана на шутках про кассира. Музыку я пишу после того, как у меня готов текст. Из сути трека рождается настроение.
– Как в вашей голове звуки складываются в мелодию?
Тут два варианта. Первый — строить по правилам. Я обычно начинаю с выбора тональности, потом уже расставляю аккорды и все остальное. Второй вариант —черпать идеи из уже придуманного. Мои мелодии — это собирательные образы той музыки, которую я уже услышал.
– Какие тонкости работы вы смогли выявить спустя время?
Не стоит подражать чужому творчеству. Если хочется создать что-то свое, то нужно сначала найти свой стиль, записать треки, даже если они выйдут неудачными. Пройдя через это, вы найдете то, что будет характеризовать именно ваше творчество.
Конечно, после того, как вопросы в моей голове нашли свои ответы, я не смогу писать музыку, как бы сильно я этого ни хотела. Звуки не найдут свои дорожки, динамика растечется, частоты займут не тот диапазон не только потому, что у меня нет таланта и я ее не чувствую. Знать правила недостаточно. Производство музыки — это далеко не порыв вдохновения, а тяжелая многочасовая работа, долгий и болезненный опыт, как и любое искусство. Творческий порыв может быть у каждого, а музыка только у единиц.