Иногда, прибывая в новое место, кажется, будто оказался в другом мире. Такое ощущение охватывает, глядя на быстротечную реку Тьоурсау, чей поток проносится через горные ущелья. Это зрелище завораживает. Но, чтобы увидеть это своими глазами, не нужно немедленно отправляться в Исландию. Выставка «Дневники погоды/Смещения» моментально вырвет из реальности, и вы окажетесь лицом к лицу с красотами севера.
Выставка Сары Купер и Нины Горфер будет проходить в выставочном центре Росфото с 17 октября до 2 декабря. В залах есть не только сами работы, но и видео, рассказывающие о том, как создавались работы и какие истории послужили вдохновением для фотохудожниц, а также интервью с моделями, участвующими в процессе. Для создания фотографий Сара Купер и Нина Горфер путешествуют по отдаленным и труднодоступным местам, чтобы собрать истории и изучить культуру местного населения. Данная выставка — это результат двухгодичной работы по сбору и обработке материала из Исландии, Гренландии, Фарерских островах и севера Швеции. Сначала фотохудожницы связались с 12 художниками и дизайнерами. Участие принимали: Биби Хемниц (Гренландия), Джесси Клемман (Гренландия), Криа (Исландия). Удивительно, но именно в Исландии одиннадцать лет назад зародился тандем американки Сары Купер и жительницы Австралии Нины Горфер: «Наш первый проект касался путешествия по Исландии,- говорит Сара,- так что, можно сказать, Исландия — часть нас. Это то, что объединило нас и стало почвой для творчества, которое мы создаем вместе».
В первый этап работы входил опрос приглашенных дизайнеров, изучение их методов и проблематик. После этого Купер и Горфер смогли изучить, как изоляция и тяжелые условия влияют на местных модельеров, на творчество, на жизнь и внутреннее состояние. После долгой исследовательской работы Сара и Нина принялись за работу. В основу первой экспозиции — «Смещения» — вошли интервью с саамскими женщинами, а точнее — жительницами северной Швеции, которые согласились позировать для фотографий. Многие образы, используемые в работах, – мистические и интригующие, а сам стиль довольно мрачный, но благодаря северным пейзажам смотрится волшебно. Вторая часть — «Дневники погоды» – это изучение фотохудожницами национального женского костюма в Исландии, Фарерских островах и Гренландии. Погода – то, что вдохновляет дизайнеров в этих отдаленных местах, где скудность ресурсов и изоляция побуждает людей творить. На экспозиции представлены работы «Пятые дочери», «Тинтин, Лиза и бумажный ключ», «Аана в цветочной накидке» и другие, с не менее завораживающими названиями. Все они показывают тесную связь между культурой, модой и природой, непредсказуемость которой в сочетании с силой позволяет ей «влиять» на людей. Это видно на фотографии «Тинтин, Лиза и бумажный ключ». На ней изображены две девочки с напряженным, угрюмым выражением лица. Их волосы заплетены в тугие косы, а в глазах читается высокомерие. На фотографии видно преобладание красного цвета – румянец на щеках, губы, платья, сделанные из мягкой ткани, похожей на бархат. Такая сдержанность присуща многим работам Купер и Горфер. Фотохудожниц привлекают люди или герои скандинавских легенд, чья жизнь наполнена борьбой и трагизмом. Например, улыбающаяся героиня фотографии «Аана в цветочной накидке» болела раком во время съемок. Именно из-за этой болезни Купер и Горфер обратили внимание на девушку и пригласили поучаствовать в проекте. На фотографии девушка в белой шапке и варежках сидит, укрывшись яркой накидкой. Ее волосы заплетены в длинную косу, конец которой Аана держит в руке. Ее глаза закрыты – она погружена в свои мысли. Фотография цепляет своим спокойствием и уютом.
Работа Купер и Горфер напоминает работу антропологов, но, в отличие от последних, фотохудожницы пропускают реальность через свои фантазии, используют парадоксы, чем напоминают сюрреалистов. Фотохудожницы были награждены премией немецкой фотокниги 2018 года за свои работы, которые находятся в нескольких музейных и частных коллекциях. Помимо создания фотографий, они пишут книги, последняя из которых – «Дневники погоды», вышедшая в марте 2014 года.
Эта выставка поразила меня красотой снимков и глубоким содержанием. Находясь в залах, я долго разглядывала фотографии, пытаясь понять смысл как самой работы, так и ее деталей. Одно фото поразила меня больше всего – это «Пятые дочери». Героини кажутся беззащитными и маленькими, но в их руках — копья. Саре и Нине удалось красиво совместить силу и хрупкость.
«Очень важно успеть уловить момент, ведь он мимолетен, — говорит Нина, — Момент живет своей собственной жизнью. Этот проект показывает, на что мы способны. Наш проект – это сочетание несочитаемого. Мы даже не уверены, сможем ли создать что-то подобное снова. Это кульминация нашего совместного творчества. Мы благодарны людям, которые также были вовлечены в создание подобного проекта».