“Это история началась давным-давно. Когда люди ещё умели рассказывать истории,” – рассказчик начинает своё повествование. Я сижу в мягком кресле, окруженный людьми, верчу головой, чтоб не пропустить не единой детали, появляющейся на огромном круглом мониторе. Монитор тянется вдоль стены огромного кирпичного газгольдера. Нет, я говорю не о музыкальном лейбле и не о фильме. Дело всё в том, что Люмьер-Холл, где я, собственно, и нахожусь, расположен в здании, предназначенном для хранения газа, то есть – газгольдере.
Здание, в котором расположился Люмьер-Холл, было построено в 1884 году первым директором Института гражданских инженеров Рудольфом Бернгардом, совместно с профессором архитектуры Отто фон Гиппиусом. Оно работало для газового освещения Санкт-Петербурга. Правда, работало оно недолго. В 1901 году будущее креативное пространство было закрыто и по факту почти 120 лет просто стояло, захламлялось и пылилось. Во время Второй Мировой войны в бывшее здание газового хранилища прилетело три снаряда. Реставрировать его никому было не нужно. Так здание считалось заброшенным вплоть до 2014 года, пока за него не взялся Евгений Гудов – основатель сети проекционных музеев в Москве и Санкт-Петербурге.
Но почему бизнесмен выбрал именно это здание на Обводном канале? Дело в том, что выставочный комплекс, с которым компания Гудова путешествовала по всей стране, занимал слишком обширное пространство. Первое чего могло не хватать – высоты, так как снять помещение в Питере высотой более трех-четырех метров сложно. Поэтому в аренду взяли почти тридцатиметровый в высоту заброшенный газгольдер, что удобно, чтобы создать креативное пространство.
Что же представляет из себя Люмьер-Холл сегодня? А сейчас – это креативное пространство, которое живет выставками, шоу, презентациями, киноночами, фестивалями и ярмарками. Ко всему прочему, внимание обращаешь на спроектированные на стены полотна Дали, Айвазовского, Ван Гога и многих других великих художников, работы которых увидеть в Петербурге в живую, порой, невозможно. Также на стенах Люмьер-Холла часто показывают фильмы. Киноночи – это не просто прокрутка наугад выбранного фильма, чтобы привлечь молодую аудиторию и подзаработать побольше денег. Ладно, утрирую, прибыль важна для развития любого проекта. Но всё же идея интересна. Каждые выходные в Люмьер-Холле всю ночь показывают три фильма под общей тематикой, жанром, с общими актерами или режиссером.
Если вы решите сходить на какой-то из фильмов или же просто на выставку, то можно наткнуться на небольшую очередь. На входе в здание стоят абсолютно разные люди: от шумных групп подростков до больших семей и даже пожилых пар. Подростков несколько меньше. Цены в Люмьер-Холл, мягко говоря, будто собака, сорвавшаяся с цепи – кусаются. А это только сильнее сокращает поток не только молодежи, но и посетителей в целом.
Экспозицию «Живых полотен» Босха и Брейгеля, на которую ходил я, открывает тихий, вкрадчивый голос старика, объявляющий начало показа картин Питера Брейгеля Старшего. Я вижу много неясных и туманных историй и изображений, пока голос не произносит фразу “…если в картину верит автор, то в неё поверят и все остальные”. Я сижу на выставке и вдруг до меня доходит, почему выставка названа выставкой «живых» полотен. Огромный овальный экран, на котором зациклено изменяются картины. Зачастую изображение на экране то резко отдаляется, то приближается, начинает качаться или менять угол обзора, что и дает ощущение ее живости. Бывает и такое, что из статичных полотен деятелей искусства, авторы проекта делают какую-то определенную динамику – создают анимацию. Из-за экранов, на которые и идёт проекция громко исходит звук, что порой, например, при крике вороны, пугает, а в другой ситуации, при бульканье воды в пруду, успокаивает.
Сегодня один из залов, по сути, является большой выставкой, посвященной снам и состоящей из гостиной и около двенадцати входов в маленькие комнатки, в каждой из которых описывается свой тип снов. Каждое из помещений – микромир. Входя в него, ты забываешь, где ты, и действительно попадаешь не то в сон, не то в страну чудес. Например, комната, посвященная гипнотическому сну. Входя в неё, сразу начинает кружиться голова, потому что всё кругом состоит из гипнотических дисков. Они висят на стенах, лежат на полу и свисают с потолков. Аккуратно разворачиваемся и по стеночке идем к выходу, чтобы не упасть. Гостиная же, из которой можно войти в любую комнату, это набор стендов, на которых описана роль сна по мнению различных специалистов, связанных с этой областью. Например, знали ли вы, что человек, мучающий себя бессонницей, по факту обрекает себя на жизнь человека, страдающего от шизофрении? Ведь что у бессонницы, что у шизофрении одни и те же симптомы.
После выхода из Люмьер-Холла ты действительно чувствуешь себя то ли сумасшедшим, то ли эйфорически счастливым. Столько образов, интересной информации, картин, музыки – всё это мешается в голове друг с другом и создаёт трудность в понимании: что это было? Идешь и невольно оглядываешься на газгольдер. Удивительно. А ведь раньше в нем просто хранили газ.