Мне мама всегда говорит: «Пишешь стихи – так сходи на конкурс, узнай хоть, чего ты стоишь. Может и получится что-нибудь!». Читать свои стихи перед людьми не очень хочется, но посмотреть, как это делают другие, интересно. И познакомится с поэтами можно. Так я и решил сходить на закрытие фестиваля «Всемирный день поэзии», который проходил 31 марта в Санкт-Петербурге.
В 2016 поэтесса Стефания Данилова создала этот фестиваль в честь международного дня поэзии, который празднуется 21 марта. В этом году он проходил в 58 городах 10 стран мира. Работает это так: сначала ты через сайт Ryfma.com подаёшь заявку на участие в конкурсе, после чего жюри оценивает каждое стихотворение с точки зрения композиции, стилистики, глубины воздействия на читателя и выдержанности формы. Члены жюри независимо друг от друга ставят по всем критериям до 10 баллов. По сумме вычисляются победители в детской номинации (до 16) и во взрослой, причём для каждого региона отдельно. Сто лучших поэтов по версии жюри попадает в «Золотую сотню», а десятка набравших самые высокие баллы становятся лауреатами.
31 марта прошло закрытие фестиваля в Санкт-Петербурге. Оно состояло из двух частей: первая (лекционная) начиналась в 14:00 в «Библиотеке роста и прогресса» на Московском проспекте. Там обсуждались важные вопросы о том, как развивать в себе поэтические таланты, как лучше читать стихи, каким образом их распространять. Вторая часть проходила в Доме книги. В 19:00 ведущий-поэт с псевдонимом Арчет торжественно сказал неожиданно-неформальное «Здрасте» и гала-концерт начался. На нём выступали победители и лауреаты, их награждали грамотами и аплодисментами. Ведущий говорил: «Мне кажется, это достойно шума» и зал хлопал в ладоши. Мне даже захотелось выйти и закричать свои стихи. Сдержался. Потому что, как сказали организаторы: «У нас сегодня всё по сценарию, мы согласовывали, вы не можете просто выйти и прочитать. Присылайте свои стихи на следующий год».
Одной из победительниц была Юлия Черненко, читавшая своё стихотворение «Рагнарёк», опустошённое и опусташающее. Для меня оно оказалось очень актуально: стихотворение о том, как человек завяз в делах, обязанностях, рутине. Страшно. «Я написала это стихотворение, когда мне было очень плохо, всё казалось бессмысленным. И после этого стало легче. То есть я выложила всё это в стихотворение и освободилась, в каком-то смысле. В целом я не поэт, я преподаватель в университете. Для меня этот фестиваль — возможность увидеть замотивированных, интересных людей. Но для многих других это шанс стать популярнее, напечататься. Проверить себя. И главное – просто высказаться, вынести то, что у тебя в душе», — говорит Юля о фестивале.
Чаще всего люди читали о себе, своём восприятии мира, своих чувствах. Например, Ксения Герцен (Айриэн) читала стихотворение «Пристёгиваясь к крыше», в котором она от лица троллейбуса, «катящегося от Ржевки до Петроградки», рассказывает о своём отношении к людям.
Уже после мероприятия, когда все разошлись, я поговорил с организатором этого фестиваля, Стефанией Даниловой. Она рассказала мне о целях фестиваля: «Хочется, чтобы люди больше думали о высоком и вечном. Чтобы юные ребята могли развиваться, достигать чего-то. То есть чисто просветительские и благотворительные цели. У нас даже девизы соответствующие: «Всем поэзии!„ и ”Ведаем, что творим„».
На мой взгляд у этих лозунгов есть обратная сторона. Желание раздать поэзию всем ведёт к «попсовости». Меня очень сбивало, когда ведущий начинал требовать аплодисменты или в кричаще-пафосных фразах говорить о поэтах на фестивале. Это мешает воспринимать людей и стихи. Но идея этого фестиваля мне очень близка: донести современную поэзию до всех, показать её. И с этой целью фестиваль справляется.