«Это Туся — твой тренер. Не тяни время — тяни себя!». На экране моего смартфона видео девушки, которая рекламирует свой курс по растяжке. Немного подумав, я захожу на сайт продаж и, переведя четыреста рублей на карту блогерши, получаю электронный экземпляр гайда «Дотянись до мечты». Передо мной сто страниц текста с картинками, где девочка без специалиста, не занимавшаяся до этого гимнастикой, старается посадить меня на шпагат. Примерно половину документа занимает информация из интернета — теория, истории о травмах, советы. Другая же часть — красивые фотографии, снятые в студии. По сути, сведений о том, как улучшить гибкость своего тела, нет. Есть базовые упражнения из разминки на физкультуре начальной школы и прекрасная работа фотографа. Также, кроме документа, каждый участник получил возможность попасть в закрытый чат с блогершей. Таких счастливчиков было тринадцать тысяч человек. Имея тройку по математике, я взяла калькулятор и решила посчитать, сколько же денег заработала девушка на своих ста страницах. На экране моего телефона высветилась цифра — пять миллионов двести тысяч рублей.
И дело даже не в моей черной зависти, а в том, что человек без образования зарабатывает огромные деньги на наивности и доверии подписчиков. Имея огромную аудиторию и влияние в социальных сетях, заработать такую сумму не составит особого труда. В Инстаграмме тысячи гайдов, курсов, вебинаров, которые не несут в себе никакого смысла, зато дают возможность своему создателю купить новенькую машину. Проблема в том, что в интернете царствует непрофессионализм. Найти человека, который бы разбирался в своем деле, становится все сложнее. Тренеры без образования, мастера с курсов, художники без эстетического вкуса теперь ценятся намного больше, ведь они дешевле. Люди наивно верят, что смогут получить от них новую информацию, а после разочаровываются и строчат гневные комментарии. Но на самом же деле людей никто не заставляет переводить деньги. Поэтому такие ошибки могут послужить ценным опытом. С историей покупки гайда по питанию со мной поделилась моя знакомая Василиса Ткачук: «Я довольно давно занимаюсь спортом и изучаю способы похудения. Недавно я купила гайд у одного тренера, в нем было написано все о питании, КБЖУ и других вещах. Эту информацию можно найти в интернете, но поиск занимает время, а тут перед тобой лежит уже оформленный и информативный инфопродукт. Поэтому, можно сказать, что я трачу деньги для того, чтобы сэкономить свое время». Тут идет речь о нашей простой лени, желанием получить что-то быстрее, приложив к этому минимальные усилия.
Не всегда получается так, что после траты денег, покупатель получит хороший продукт. Люди покупают дешевый товар не только у блогеров, но и у косметологов, художников, пластических хирургов и многих других. Одна из основных причин — желание получить что-то «халявное». Например, моя подруга решила сэкономить деньги и пошла на прием к косметологу, которого нашла в интернете. Увидев красивые работы, она как сорока, заметившая блестящий фантик, побежала увеличивать себе губы по акции. Через несколько дней губы потеряли свой объем, а моя знакомая осталась без денег.
Мне кажется, что пока людей не перестанут привлекать красные ценники и ожидание получить что-то получше по низкой цене, ничего не изменится. Покупатели продолжат жаловаться и обвинять всех в том, что их заставили потратить деньги. Нужно всегда помнить о том, что дешево — не значит выгодно, а дорого — не всегда обозначает переоцененность вещи.