В детстве я любила рассматривать старые фотографии из потрепанного бабушкиного альбома. Я смотрела на своих прадедушек и прабабушек и думала, насколько их жизнь отличалась от моей: совсем другими были города, одежда и даже улыбки людей. Заинтересовавшись фотографией и сейчас, я решила посетить выставку, посвященную 100-летию этого искусства в Корее.

Выставка проходила с 19 декабря по 21 марта в музейном комплексе «РосФото». Она была создана музеем фотографии в Сеуле совместно с русскими фотохудожниками. Именно россияне впервые познакомили корейцев с фотоискусством 130 лет назад. Экспонаты на выставке расположены в хронологическом порядке и сгруппированы в три раздела: «Фотография как современное искусство», «Военные годы» и «Рождение корейской художественной фотографии». Они отражают важнейшие этапы в развитии этого искусства в Корее.

Художественную фотографию признали искусством только в 1990 году. Первые фотохудожники стали отдавать предпочтение модернизму, соединяя фотографии с другими медиа. Например, Ку Бончхан, лидер нового направления, царапал пленку, соединял свои работы с картинками, вырезанными из газет и журналов и проводил множество других экспериментов. Экспозиция первого зала посвящена одному из его проектов, который называется «Лицо лица». Эта серия фотографий была создана автором в 2016 году. Для того, чтобы реализовать этот проект Ку Бончхан собрал актеров – людей, привыкших перевоплощаться, испытывать чужие эмоции.  Он попросил их нарисовать свои портреты с закрытыми глазами так, как они видят себя настоящих. Потом автор наложил эти рисунки на фотографии актеров. Проект Ку Бончхана показывает то, на сколько внутренний мир человека может отличаться от внешности: на вид веселый и жизнерадостный мужчина рисует себя рыдающим, а пожилая женщина изображается в образе молодой девушки.

Заходя в следующий зал, посетитель оказывается свидетелем событий Корейской войны 1950-1953-х годов. На фотографиях изображены опустевшие улицы, разрушенные дома, растрепанные дети в рваной одежде. Самое яркое впечатление на меня произвела работа Чон Хэчхана «Мама». На фотографии изображена оголодавшая женщина, которая лежит на кровати, постепенно умирая. Ее худые руки придерживают одеяло. На столике рядом стоят склянки с лекарствами, которые, видимо, не помогли. Она с тревогой и безнадежностью смотрит на стоящего рядом мальчика. Он что-то весело рассказывает, не задумываясь о том, что, возможно, в последний раз видит свою маму.

В третьем зале выставки представлены снимки 1920-х годов, когда художественная фотография только появилась в Корее. «Цель выставки — проследить за историей страны, запечатленной на фотографиях и показать развитие этого искусства», — говорит куратор музея фотографии в Сеуле, Ким Сонйон, в интервью для музейного центра «РосФото». В этом помещении выставки посетителей встречают изображения простых рабочих людей: человек, вспахивающий кукурузное поле, мальчик, отвлекшийся от письма в тетради, пожилая женщина с тростью, поджидающая трамвай. Их автор, Чу Мендок, запечатлел следы постепенно исчезающего традиционного «уютного» уклада жизни.

Я переходила из одного помещения в другое, как будто перемещаясь сквозь воспоминания абсолютно разных людей: от начала до конца прошлого столетия. Я смотрела на жизнь людей, которая существовала целых 100 лет назад – настолько давно, что мне сложно ее воспринимать. Но рассматривая фотографии, я видела, что раньше человек чувствовал те же эмоции, что и я сейчас: радость, страх, обиду и тд. Наверное, поэтому мне всегда было интересно знакомиться с прошлым с помощью фото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *