Разговор о вреде пластиковой упаковки можно было бы начать со статистики, но вид из окна будет куда более убедительным. Пакеты, бутылки, фантики и другая «быстрая» упаковка теперь стала неотъемлемой частью города. Многие с этим смирились. А кто-то задумался: если от пластика так тяжело избавиться, нужно просто сократить его потребление. Примерно так зародилась концепция «zero waste» или «Ноль отходов». Ее первый популяризатор, Беа Джонсон, не только отказалась от товаров в пластиковой упаковке, но и нашла им удобную альтернативу. Полиэтиленовые пакеты заменила тканевыми сумками, для сыра, мяса и рыбы купила многоразовые банки, а молоко стала покупать в возвратных бутылках. Она выделила пять главных пунктов организации быта: отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование. Ничего не напоминает? По такому безотходному принципу с молодости вели хозяйство наши бабушки. Отношение к упаковке изменилось в 1980 году, когда на Олимпиаде в Москве был продан первый напиток в пластиковой бутылке. В 2003 запустилось отечественное производство упаковки из термопластика, больше известного как ПЭТ. Импортный, а значит дорогой пластик постепенно стал «нашим», а своя тара – стыдным пережитком прошлого. Люди, понимающие, что больше нет времени стыдится, они же экоактивисты, внедряют «zero waste» в нашу рутину: благодаря их работе тканевые мешочки под овощи и фрукты и силиконовый стаканчик для кофе стали для меня привычкой. Эти же люди создают проекты, которые могли бы вернуть и установить экологичный образ жизни как нормальный и единственно правильный.

Один из таких проектов – это магазины с товарами без пластиковой упаковки. В Петербурге немного мест с такой концепцией, но их число постоянно растёт. Один из самых молодых магазинов – FreeDom. Там потребитель может найти веганскую косметику, высококачественную крупу, кофе, специи, сухофрукты, бытовую химию, и все это без пластиковой упаковки. О том, как система «Ноль отходов» работает в условиях магазина, я поговорила с хозяйкой FreeDom, Светланой Зеткиной. «Магазин начинается с товара, а товар – с поставщиков. Их существует два типа. Первые отправляют заказ в оборотной таре. Это значит, что, когда заканчивается какой-то продукт, канистры и коробки, в которых он был доставлен, отсылаются обратно поставщику для новой партии. Например, это касается средств для мытья посуды или паст из перетертых орехов, урбеча», — рассказывает Светлана. Второй тип поставщиков вынужден использовать упаковку, коробки или пленку, чтобы товар не потерял свои свойства: хлебцы не поломались, а косметика не впитала лишних запахов. Но и эта упаковка должна быть использована повторно. В ней либо отправляют онлайн-заказ, либо оставляют для посетителей, забывших свою тару. Для отходов, не пригодных для второй жизни, заказывают эко-такси, которое отвозит их на переработку. Однако не все продукты можно хранить без упаковки, так как без маркировки срок их годности тяжело отследить. Поэтому в магазинах «zero waste» основной товар нескоропортящийся.

Во FreeDom есть только один холодильник: в нем хранятся натуральные пасты из орехов. Крупа хранится в многоразовых емкостях из плотного пластика, помещенных в деревянные стеллажи. Там же расположены стеклянные бочки с маслом, баночки с сухофруктами и специями. В середине магазина – стол с кусковым мылом, алюминиевыми тюбиками крема и сухими шампунями. В глубине – стеллаж с бутылями бытовой химии, зубной пасты и шампуня, а также полка с пустыми баночками, на случай, если вы забыли свою. В нее кассир нальет или насыплет

выбранный вами продукт. Важно помнить, что здесь вы не просто покупатель, а представитель осознанного потребления: вы можете сдать пластиковые карты, чеки, зубные щетки, подарить магазину свою тару или принять участие в буккроссинге, то есть обмене книгами. Концепция магазина заключается не в идее продать товар без упаковки, а в том, чтобы заново познакомить человека с жизнью без одноразовых вещей. Однако не все к этому готовы. «В наши дни, когда проблема экологии является одной из важнейших, так-то магазины очень актуальны, но из-за неосведомленности потребителя и неосвещенности темы «zero waste» нам приходится буквально бороться за выживание. На данный момент наш магазин еще не вышел в окупаемость, он молодой и чудом пережил пандемию», – рассказывает Светлана.

Самое трудное в популяризации этой идеи – скепсис и брезгливость людей. Миф о том, что индивидуальная упаковка чище и гигиеничнее многоразовой, люди используют как оправдание чрезмерного потребления пластика. Одноразовая тара не гарантирует отсутствие бактерий. Дело в другом. Пластиковая упаковка – это дешево и быстро. И людям, привыкшим к легкому и бездумному потреблению, попросту неловко использовать свою тару. Поэтому задача экоактивистов не в том, чтобы идеализировать осознанное потребление и сортировку отходов, а наоборот, сделать это привычным с помощью собственного примера. Ведь иначе люди воспринимают это движение как очередной тренд, оставаясь равнодушными к самой проблеме.

Конечно, мы не сможем избавиться от всего пластика за год. Зато мы способны выиграть немного времени на создание не менее удобной и безопасной упаковки. Например, заменив пакет на холщовую сумку, а пластиковую бутылку – на стеклянную, ведь это, на самом деле, не так-то сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *