Я пишу этот текст, пока еду в метро, хотя должна была подготовить его хотя бы вчера вечером, а еще лучше – на выходных. Но в субботу я выбрала отдыхать, а в воскресенье весь день делала школьные домашние задания, особенно долго решая задачи по геометрии. Вот я смотрю на часы, стрелки указывают ровно 11, к сожалению, не утра, а вечера. Потом перевожу взгляд на учебник, пытаюсь сфокусировать взгляд на расплывающихся буквах, но у меня плохо получается. Открываю тетрадь и пишу фразу «домашняя работа», от ручки на пальцах уже остаются мозоли. Я понимаю, что на утро у меня будут ужасные круги под глазами, и точно придется выпить большую чашку кофе, чтобы соображать на первом уроке. Из-за проблем со сном у меня опять потемнеет в глазах, я не смогу сосредоточиться на математике, получу плохую оценку и расстроюсь. Конечно, здоровье мне должно быть важнее, чем тройка по алгебре, но в описанной ситуации я проигрываю в обоих случаях.

Большинству подростков, как и мне, трудно грамотно распределять свое время, что, в свою очередь, может приводить к проблемам со здоровьем и плохой успеваемости.
Одной из причин может быть неумение правильно расставлять приоритеты. Например, в детстве я ходила на хореографию, английский язык, карате, фортепиано и шахматы. Поэтому впоследствие понять, что для меня важнее, стало очень сложной задачей, мне хочется всего и сразу. Еще один фактор, влияющий на успеваемость, это мотивация. Часто подростки не видят смысла изучать школьные предметы, ведь некоторые из них действительно бесполезны. Когда ты не видишь смысла в своей работе, выполнять ее качественно становится очень проблематично. Но иногда причиной всех трудностей является обычная лень. Нам не хочется напрягаться и брать на себя ответственность, мы всегда ищем легкий путь, выбираем временное удовольствие, а не тяжелую работу, даже когда понимаем ценность результата. Маргарита Ежова, психолог, говорит о том, что причинами лени и прокрастинации у подростков также являются гормональные изменения и незрелость префронтальной коры – части мозга, отвечающей за планирование, контроль импульсов и принятие решений. Они могут влиять на уровень энергии, концентрацию и мотивацию.

Но иногда лень может пойти человеку на пользу, ведь всем нам время от времени нужен отдых. Порой важно разрешить себе просто плыть по течению, расслабиться и жить «здесь и сейчас». Сиюминутное удовольствие и наслаждение могут оказаться намного полезнее, чем тяжелая работа, ведь есть шанс набраться сил и разгрузить психику.

Все же постоянно отдыхать, к сожалению, не получается, и приходится искать пути организовать себя и свое время. Для этого, во-первых, важно научиться выбирать. Нужно для себя определить, что является наиболее существенным в вашей жизни и уделять именно этому предмету больше внимания. Также необходимо прислушиваться к базовым потребностям организма. Если бы я обратила внимание на то, что со школы обычно прихожу уставшая, и уделила бы определенное количество времени на отдых, то и уроки сделала бы более успешно. Но иногда все, чего нам не хватает – это дисциплина. Важно развивать в себе обыкновенную силу воли, это можно делать постепенно, регулярно выполняя какие-то маленькие, на первый взгляд, действия. Также можно прибегнуть к техникам тайм-менеджмента. Самая простая и эффективная для меня – это составление расписания и выписывание всех дел на листок. Маргарита Ежова посоветовала мне поставить реальные цели и создать мотивацию. Например, можно найти способ сделать задачу интересной, использовать игры или вознаграждения. Также она предложила составить расписание, в котором будет как учеба, так и отдых, устранить отвлекающие факторы и делать перерывы во время выполнения заданий.

На мой взгляд, время – самый ценный ресурс, которым обладает человек. Именно поэтому для меня так важно, на что я его трачу. Конечно, невозможно всегда проводить его с непосредственной пользой, но даже когда я «ленюсь», в этом тоже есть свои плюсы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *