Инсталляция «Петербург Михаила Махаева», проходящая с 14 октября по 16 января, расположилась на первом этаже, в залах временных выставок Михайловского замка. Можно сказать, что эти залы самые коварные. Их коварство состоит в том, что они прячутся в глубине здания, позади витрин Фонда скульптур XIX-XX веков, прикрытые спинами статуй Летнего сада. Тот, кто проделает этот путь не пожалеет, ведь он увидит невероятные работы основоположника жанра русского городского пейзажа, рисовальщика и гравера на меди – Михаила Махаева.
Когда я вошла в резные деревянные двери, мне было сложно не обратить внимание на полумрак, стоящий в помещении. По словам работника Русского музея это сделано специально. Таким образом экспонаты не подвергаются опасному воздействию электрического света. Внимание сразу привлекает огромная карта, висящая слева от входа. Это «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов», одна из самых известных работ Махаева. Где же невероятная перспектива и эффект присутствия, которым славится мастер? Может быть, я что-то перепутала? На соседней стене висит еще одна интересная работа. Примечательно, что она цветная. Узнаю в изображенном здании Екатерининский дворец в Царском селе. Однако он снова «плоский». Мне срочно потребовались объяснения. Тихо присоединившись к чужой экскурсии, я выяснила, что эти работы – одни из первых. В то время Махаев писал так, как было принято в Петровскую эпоху. Вместе с этими гравюрами были написаны еще несколько. В основном – загородные усадьбы. Однако в 1746 году он получил большой заказ – рисование видов Петербурга. На этом мы перешли в следующий зал, там моему восхищению не было предела! Несмотря на небольшой размер гравюр, каждая из них пестрила обилием мелких деталей. Вот он, Петербург с открыток. В гравюрах с видами Санкт-Петербурга Махаев обратил внимание на связь архитектуры и природы, на то, как гармонично в пейзаж вписывается человек. Северная Столица восемнадцатого века уже не кажется крепостью или портом, наоборот, это город пышных дворцов, бесконечных проспектов, набережных и каналов. Я, как завороженная, остановилась напротив работы «Первый зимний дворец Растрелли». Удивительно, с какой точностью автор изображает здания. Кажется, если постоять еще немного напротив гравюры, то люди оживут, а корабли гордо расправят паруса под балтийским ветром. Мир работ Махаева объемен и бесконечен. До него никто не делал ничего подобного.
«Невозможно отрицать значимость деятельности Махаева. Благодаря его работам мы можем представить облик парадного Петербурга того времени. А что касается развития изобразительного искусства – до Михаила Ивановича в России никто не умел делать такую перспективу, а тем более эффект присутствия» — говорит работник Русского Музея Юлия Сергеевна. «Но только не подумайте, что все представленные тут гравюры делал Махаев лично. Он рисовал миниатюрные работы, а потом лучшие столичные мастера трудились над созданием таких же, но большего формата».
Поблагодарив Юлию Сергеевну за комментарии, я прошла в последний зал. Там были представлены медные доски, с которых печатали гравюры с видами Петербурга. К слову, именно эти предметы– большая редкость для выставок. Посетители обычно не могут взглянуть на данные экспонаты. Почему Русский музей скрывает листы меди – не ясно. Однако эта экспозиция может оказаться последним шансом увидеть знаменитые доски. Не факт, что в ближайшее время они снова будут где-либо выставлены.
Только по дороге в гардероб я осознала, насколько невероятно то, что я сегодня увидела. Пожалуй, моя мечта о машине времени исполнилась. Путешествие на три сотни лет назад удалось на славу. А все это благодаря великому мастеру своего дела – Михаилу Ивановичу. Также, важно отметить, что выставка посвящена памяти Марии Алексеевой, посвятившей жизнь исследованию русской гравюры и изучению творчества Махаева.