Заходя в Аванзал Эрмитажа, напротив входа я вижу белый стенд с большой надписью: «Египтомания». В просторном зале много и взрослых, и подростков. Они пришли посмотреть на памятники египтологии: скульптуру, живопись, камнерезное искусство и костюмы. Выставка, посвященная Египтомании и сделанная к «200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампаньоном» проходит в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца с 28 октября по 9 апреля. На ней представлены произведения искусства из музеев Санкт-Петербурга и Москвы, а ее задача — показать влияние Древнего Египта на нашу культуру.

Пристальное внимание к Египту получило обозначение мания. Причина большого интереса к египетскому стилю заключается в том, что он универсален, и отражает в себе все стороны жизни: «Разумеется, никакая выставка не может коснуться всех аспектов, и здесь представлена прежде всего визуальная составляющая египтомании» — написано на стенде около первых экспонатов автором идеи выставки Андреем Большаковым (заведующий сектором Древнего Востока Эрмитажа).

Сначала я прошла по залу, где представлены экспонаты, раскрывающие библейскую тему. Меня больше всего зацепила гравюра Роде «Антоний и Клеопатра ловят рыбу» на ней у реки изображены влюблённые, чьи отношения стали источником множества романтических легенд. Позади героев расположена массивная колонна, справа сфинкс. Клеопатра нежно смотрит на своего возлюбленного, тот смущённо прячет глаза. Оба опустили удочки в воду как будто без цели. Этот оттиск запомнился мне лаконичным сочетанием античности и истории любви. В зале было ещё много экспонатов. Пройдя во второе помещение, я увидела примеры декоративно-прикладного искусства. Крупнейший в мире комплекс предметов в египетском стиле – египетский сервиз был представлен в этом зале. Он создан по мотивам рисунков из книги Доменика Вивана «Описание Египта». На столе можно увидеть четыре фигуры египтян, несущих чаши для фруктов. В десертную часть сервиза входят тарелки, мороженицы, фруктовые корзины и сахарницы с головами фараонов. Привлекают внимание тарелки и чашки с точными воспроизведениями гравюр, изображающих памятники древности.

Проходя дальше, я увидела предметы в египетском стиле, которые были созданы в России. Изначально это явление у нас было заимствованным. Сфинксы и львы принадлежали к числу излюбленных мотивов во многих интерьерах. Египтомания отражается на отдельных петербургских архитектурных и скульптурных памятниках. Санкт-Петербург – наиболее пронизанный египетскими сюжетами город России, и эта тема представлена современными фотографиями зданий и сооружении малых форм. Фотографии расположены в конце выставки.

Многие экспонаты на этой выставки меня удивили: тонкие гравюры, посуда в египетском стиле или отражение Древнего Египта в современном Петербурге. Но многое мне было не понятно из-за недостатка моих знаний в области культуры и истории разных стран. «Египтомания» — название, которое как нельзя лучше передало суть выставки. Египетский стиль – это действительно мания. И теперь в залах Эрмитажа можно почувствовать влияние египтологии на всю мировую культуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *