Прошлое лето я посвятил изучению раннего кинематографа. Мне хотелось увидеть старые фильмы и сравнить их с сегодняшними картинами. Я посмотрел произведения многих режиссеров, например братьев Люмьер, Чарли Чаплина, Бастера Киттона, Сергея Эйзенштейна и Жоржа Мельеса. Больше всего меня поразил французский режиссер Жорж Мельес. Он оказался крайне необычным автором с очень провокационными работами. Недаром Мельес работал в театре и цирке – его фильмы смотрятся как заснятые фокусы, шоу, перенесенное на экран.

Культ, Луна и популярность

Первая кинокартина Мельеса, которую я посмотрел — «Путешествие на Луну» (1902). Данная лента считается первой в истории научно-фантастической картиной. По сюжету ученые снаряжают на Луну экспедицию. Режиссер Анна Разумова отмечает: «Зачастую действие картин Мельеса происходит в одной локации (на сцене, в классической театральной «коробке») и снято с одной точки». Именно эта особенность проявилась в «Путешествии на Луну» — герои не выбегают за рамки сцены. Сейчас эта культовая картина выглядит слегка наивной из-за своих спецэффектов, но при этом восхищает меня своей попыткой создать что-то новое в те далекие времена, когда кино только появилось. Может быть, в 1902 году инопланетяне, которых главные герои встречают на Луне, пугали зрителей, но сейчас они вызывают у меня лишь легкую улыбку. Их костюмы показались мне забавными и неправдоподобными. Инопланетяне напоминают раков, так как элементы их одежды похожи на панцири и клешни. Однако режиссер Анна Разумова говорит: «Для того времени фильм был настоящими «Звездными войнами» или «Властелином колец» — настолько он был богат спецэффектами и различными трюками, многие из которых Мельес изобрел сам». Одними из таких эффектов стали комбинированные съемки, при которых маленький предмет снимается так близко, что при просмотре создается ощущение, что он большой. Как раз эти технологии и использовались в сцене посадки на луну. Этот отрывок фильма сняли так, что мне действительно показалось, что и луна, и корабль представлены в полном размере.

Выход из привычных канонов

Следующий фильм Мельеса, с которым я ознакомился — «Луна всего лишь в метре», или «Сон астронома». Сюжет этой короткометражки крутится вокруг астронома, к которому во сне приходит Луна. Эта картина по жанру является фантастической комедией, но, благодаря сцене, в которой спутник Земли ест главного героя, короткометражка напугала меня и превратилась в фильм ужасов. Эпизод снят, на удивление, натурально. В тот момент, когда Луна появилась на экране и начала поедать героя, мне стало очень не комфортно. А, когда Луна выплюнула остатки его тела, они выглядели, как настоящие и оттого неприятно, мерзко. Несмотря на пугающую сцену, в этой картине Мельес раскрыл себя как талантливый фокусник. Луна двигается, словно марионетка в кукольном театре. Она шевелит глазами в разные стороны и жутко улыбается, чем-то напоминая голову китайского дракона. Также поражает такой новейший для того времени эффект, как дым, который спутник Земли выплевывает на главного героя. Наверно, за огромной Луной стояла целая машина для распространения пара. Также для того, чтобы лучше отобразить Луну, Мельес придумал эффект черной ткани. «Режиссер использовал черную ткань, чтобы закрывать некоторые предметы. Таким образом, они могли полностью или частично исчезать из кадра или монтироваться с другими предметами», — рассказывает Анна.

Техническая революция

Третьим фильмом, с которым я ознакомился, стал «Дьявольский жилец» (1909). Это более поздняя короткометражка Мельеса, которая уже была цветной. По сюжету к арендатору жилья обращается странный мужчина с необыкновенно вместительным саквояжем. Он вытаскивает из саквояжа комоды, шкаф, стол, стулья и, наконец, женщину с детьми. Весь фильм, который для тех лет был чем-то абсолютно новым в техническом плане — это, по сути, сцена с саквояжем. Чтобы добиться такого эффекта, Мельес сначала снимал множество сцен с вещами и людьми. Затем механически склеивал кусочки разных кадров так, чтобы получилось новое изображение, в итоге получая кадры в которых главный герой достает и убирает разные вещи. После просмотра я осознал, что не заметил то, что картинка была цветной. Эффекты настолько заворожили меня, что на их фоне я даже не заметил такое революционное на тот момент нововведение, как цветное кино. Анна Разумова рассказывает, что в процессе монтажа Мельес и его команда раскрашивали каждый кадр пленки, чтобы сделать фильм цветным.

Картины Мельеса оказались для меня чем-то одновременно свежим и «несуразным». Свежесть проявилась в магии и шарме этих старых фильмов, а «несуразность» в устаревших, но тем не менее добавляющих колорита эффектах. Мельес трудился и не боялся экспериментировать. Эти два качества и помогли ему вписать себя в историю кино. Его фильмы были для меня и развлечением, и хорошим примером для того, чтобы понять раннее кино. Так что, я не жалею, что одним летним утром решил ради интереса включить «Путешествие на Луну».

Алексей ГОРЯЧЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *