Табличка на двери указывает на стену, говоря: «Солнце справа». Конечно, надпись имеет не прямое значение, а название ресторана на крыше, но я вижу, как на кирпичной стене отдыхает луч заходящего солнца. Я попала в настоящий мир современного искусства «АртМуза», который является музеем и креативным пространством. Здесь есть не только произведения изобразительного искусства, но и скульптуры, кафе и рестораны, шоу-румы, школа актерского мастерства «Легкие люди» и даже театр «Долина», что является не полным списком того, что включает в себя «АртМузе». Пространство было основано в 2013 году Сергеем Бельтюковым для реализации начинающих художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров.
Марина Гуревич, куратор выставок, рассказала мне, что в музее экспозиции сменяют друг друга каждый месяц. На четырех этажах девять разных галерей, в каждой из которых проходит либо персональная выставка, либо коллективная. В залах представлены произведения не только известных живописцев, таких как Ивана Покидышева или Романа Ляпина, но и начинающих, например, девятилетнего Лени Левковича, для которых этот музей – только старт творческого пути. Сейчас и я начну свой путь, только по мирам «АртМузы».
Закрываю глаза и вот я уже поднимаюсь по каменной лестнице, вдыхая запах подвальной сырости, миную огромную железную дверь и стою в коридоре первой выставки. В нос сразу попадает ядреный запах масляной краски, откуда-то сверху доносится джазовая музыка, а свет ламп тускло освещает полотна мастера городского пейзажа – Романа Ляпина. Одна из запомнившихся мне картин — «Вечерний Невский». Взглянув на картину, я сразу подумала о спокойствии: мы видим изображение так, будто стоим на крыше какого-то здания или даже парим над вечерним Петербургом. Наравне с нами — еще не темное небо, обрамленное тучами от голубого до коричневого цветов, а под нами — сам город с его постоянным движением.
Прохожу по небольшому коридору и переношусь уже в иной мир, где даже пол не обычный, а как шахматная доска — черно-белый. Я попадаю на выставку Алексея Головина, который создает произведения искусства маслом и раскрашивает их саморезами: автор сначала пишет картину, а потом вкручивает в нее винт определенного цвета. «В понимании художника, это является символом того, что чувства пронзают человека насквозь, как саморезы пронизывают полотно», — говорит Алексей в одном из своих интервью. На этом этаже мне также запомнилась картина «Together Forever», где двое пожилых людей едят мороженое. Почему-то я подумала, что вся наша жизнь — это серое полотно и лишь яркое мороженое дает нам силы.
Поднимаюсь по лестнице, которую я уже воспринимаю как портал в другие миры. Чувствую запах цветочных духов. Большой зал окрашен золотистым светом, который полосками разлегся на картинах. Возле стены — стенд, на котором говорится о выставке «Горынычи», состоящей из работ трех художников: Виктора Норкина, Алены Щеголовой, Дениса Саунина. Название группы, хоть и вызывает некоторое недоумение, имеет свое значение: все три художника родились в год Дракона по восточному гороскопу, а русский «дракон» — это Горыныч. Отхожу от стенда и замечаю картину Виктора Норкина «Ты ходишь под звездой, как под короной». Сначала мне показалось, что здесь изображен полный абсурд: зеленое небо, по которому парят разноцветные шарики, ровно стоящая Пизанская башня, а на переднем плане идут коровы и зеленый человек. Но каждый увидит здесь что-то своё, например, мой брат подумал, что у коров день рождения и они запустили шарики и пошли отмечать праздник. А моя подруга посчитала, что вся жизнь — праздник, а ты в ней корова.
Поворачиваюсь на 180° и вот я уже на улице. Кажется, что все это время я словно спала, а сейчас вернулась в реальность, где нет ни божественного запаха масляной краски, ни музыки, которая, кажется, играет не в помещении, а в голове. Асфальт не в черно-белую клетку, а обычный — серый. «АртМуза» — отдельная вселенная, в которую входят маленькие миры, каждый из которых отличается и несет свой смысл, эмоции и запах.