
Я прохожу через Иоанновские ворота на Заячьем острове: спешу в Петропавловскую крепость. Слышу звон колоколов где-то вдалеке. Оглядываюсь на звук и направляюсь к Инженерному дому. В нем проходит выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка». Открылась она совсем недавно, 29 ноября, и продлится до 2 октября 2025. Ее организовал Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Экспозиция посвящена образу города в игровом кино, тому, как складывался и эволюционировал экранный портрет Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда от 1910-х годов до сегодняшнего дня, а также о местных локациях, ставших съемочной площадкой.
В первом зале расположили несколько информационных стендов об истории и конструкции выставки, красочные коллажи с фотографиями Петропавловской крепости, а также плакаты из фильма «Дворец и крепость», который снимали именно здесь, на Заячьем острове. Сами кадры из раздела «Имперская столица в кино» очень роскошны, и сюжетный город в них характерен для восемнадцатого века, на что указывает обилие фотографий дворцов по всему залу. На стене, справа от входа, рассказывается немного об идеи экспозиции: «История города и кинематографа тесно связаны. Первые фильмы в Петербурге появились в начале двадцатого века и город в них предстает не просто как локация съемок, а как отдельный персонаж. В экранизациях он играет разные роли: где-то обозначает место действия, а где-то передает настроение героев». Выставку разместили в восьми залах, которые разделены по эпохам: от Имперского Петербурга в Петропавловской крепости до киносъемок в современном городе. На экспозиции также представлены фильмы, посвященные событиям 1917 года и блокаде Ленинграда.
Я захожу в зал «Революция и киномиф». Рядом с выходом вижу парня, который остановился у открыток с афишами. Позже узнаю на одной из таких фильм «Петр I». Захватив несколько штук и себе, я осматриваю помещение. В глаза сразу бросается огромный макет Ордена Октябрьской Революции. Коллажи из кадров с фотографиями Петербурга у экранизаций сильно отличаются от первого зала своей яркостью, красочностью и мятежностью. На фоне играет музыка из произведений начала двадцатого века, а я остановилась у фильма историко-революционной трилогии режиссеров Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Конец Санкт-Петербурга». В нем отражается тяжелая жизнь рабочих в 1910-ые, а главный герой, крестьянский парень, поступает на завод, но позже становится участником штурма Зимнего дворца. В фильмах об Октябрьской Революции Петербург выглядит однообразным и пустым, а люди на его фоне — еще более потерянными и одинокими. В реальности строгость некоторых улиц не так заметна, но для передачи особенности жизни жителей того времени специально выбирались опустошенные и скудные места по типу служебных мостов и заводов.
В следующем зале «Кино, город, человек: диалог с современником» главную роль играет не событие, а человек. В зависимости от его жизни и профессии в фильме выбираются и характерные места города, как в 1970-ых – спальные районы с типовыми питерскими многоэтажками в экранизации «Ирония судьбы, или с легким паром». Город восстанавливается, а выбранные локации также отражают внутренний мир героев своим стилем постройки: серые заводы, такие как Ижорский и Петродворцовый, показывают монотонность работы в Советском Союзе и строгость правил того времени. Почти все локации можно рассмотреть на кадрах из фильмов, а рядом с некоторыми экранизациями расположены витрины с элементами костюмов и макетами построек. К примеру — кружевные веера девятнадцатого столетия и кинотеатр «Гигант» середины двадцатого века. Так, все в том же зале, я замерла перед макетом отеля 1980-х у экранизации «Интердевочка»: его размеры и подсветка бросились в глаза еще у входа. И все фильмы связывает одно: город в них не только показывает место действия, но и говорит об эмоциях, состоянии и особенностях персонажей.
На экспозиции представлены фильмы с сюжетом на любой вкус: от роскошной имперской столицы до современного города. В зависимости от эпохи и тематики, город и неизменные локации везде показаны по-разному: где-то излишне пафосные, а где-то совсем серые. Каждый видит Петербург в жизни и в различных экранизациях по-своему, но эта выставка показывает его незаменимую, пусть и везде разную, роль в кино всех эпох.