Огромный, наполненный светом и музыкой зал, за столиками, попивая шампанское, сидят леди и джентельмены. Пролетает шепот, в середину зала вылетает женщина и начинает беспорядочно кружиться в подобии танца, раскинув руки и перебирая ногами, она также умудряется подпевать мелодии и улыбаться потолку.
Это одна из сцен фильма Йоргоса Лантимоса «Бедные-Несчастные». Его работа — экранизация одноименного романа Аласдера Грея. Фильм получил четыре Оскара, один из которых был за лучшую женскую роль.
В вымышленном викторианском Лондоне профессор Бакстер ставит эксперименты на живых существах, один из опытов он проводит на теле беременной женщины, которая совершила самоубийство. Ученый пересаживает мозг младенца матери и таким образом получает ребенка в теле взрослой женщины — Беллу Бакстер. Для меня одна из главных идей фильма — показать, как человек, пройдя через взросление и различные трудности, не теряет своего внутреннего ребенка, понимает, как с ним взаимодействовать.
В начале фильма главная героиня — внутренне младенец, который нелепо двигается, только учится ходить и все воспринимает как игру. С первых кадров фильм черно-белый, тогда девушка находится взаперти в отчем доме, где ей все знакомо и понятно. В один день адвокат Дункан, пришедший в особняк по делам, влюбляется в Бэллу и обещает ей показать мир. Картинка становится яркой, когда девушка сбегает из дома с любовником. В кадре появляются неестественно голубое небо, цветы практически неоновых цветов. Изображения именно такие, потому что Бэлле все кажется новым и интересным, и ее интеллект стремительно развивается. Можно заметить, что у девушки в сознании нет оттенков, в мироощущении все цвета на максимуме и контрастны. Фильм во многом напоминает мне сказку, где главная героиня носит яркие, великолепные платья с большими рукавами, живет в необычном мире, наполненном чудесами, манящими своей неизвестностью. Также сходство со сказкой в том, что Бэлла проходит обряд инициации, через первые отношения, после которых она вырастает и готова сама двигаться вперед без какого-либо контроля. Принцесса Бэлла не знает правил общества и как ей стоит себя вести, поэтому остается собой, не думает, какой ей надо быть. По идее, изначально люди рождаются свободными от правил и стереотипов, но со временем у них появляются комплексы и предубеждения. А в случае Бэллы так не произошло, она может позволить себе танцевать посреди ужина, в открытую уходить от неинтересного диалога и выражать свое отличающееся от других мнение. Так, при светской беседе, она противоречит знатной даме, с которой все соглашаются по определению.
Для того, чтобы познать себя, Бэлла общается с разными людьми. Встречающиеся ей мужчины — это суровые испытания для нее. Режиссер показывает стереотипную модель поведения мужчин с женщинами. Первый представитель противоположного пола в ее жизни — отец — ее создатель, он контролирует Бэллу, не давая свободы. Он считает ее своим «творением», неспособным существовать без него. Дункан показывает ей мир, однако при этом считает ее своей собственностью. Бывший муж героини открыто пытался ей навредить, не видел в Бэлле личности и заставлял делать то, что считал нужным. Благодаря этим «испытаниям» девушка взрослела, узнавала себя, понимала, что может ни в ком не нуждаться. Пройдя через трудности и ограничения, она выбирает того человека, который ничего от нее не требует, не приказывает и дает свободу. Мне кажется, история женщины в этом фильме показана утопично, режиссер создает идеальный мир, где героиня освобождается от стереотипов и от влияния мужчин.
К концу фильма Лантимос показывает нам взрослого человека, берущего ответственность за свои действия. На контрасте с первыми кадрами, где Бэлла начинает учиться ходить, ее речь становится более сложной и интересной, теперь она уверенно ходит, может аргументировано спорить и наконец понимает, что является ее призванием. Бэлла не вросла в костюм взрослого человека, она все также мечтательна и воодушевлена, готова сделать как можно больше для реализации своих замыслов. Конец у этого фильма тоже как из доброй сказки — идеальный и нереальный, все враги побеждены, все препятствия пройдены. Небо уже не ядовито голубое, а привычного цвета. Бэлла читает книгу по анатомии, чтобы исполнить свою мечту и стать хирургом.