
Конец XIX века, Франция. Уже смеркается, но парижские улицы становятся все живее. Из кабаре в закоулках Монмартра громче звучит музыка и ярко разодетые люди спешат на представление. На входе одного из таких заведений вывешена новая цветастая афиша парижского художника Анри де Тулуз-Лотрека. Она была не единственной, и сейчас более 50-ти его литографий, полученных из частных европейских коллекций, представлены на выставке «Paris, Paris…». Она находится в арт-центре культурного квартала «Брусницын» и открыта с 19 января до 16 июня 2024 года.
В минималистично оформленном вытянутом помещении выставки играет легкая волыночная музыка. Ее французский мотив не спутать ни с чем, сразу возникает образ узких улочек с аккуратными домами. Там гулял и жил Тулуз-Лотрек – аристократ и представитель творческой элиты Парижа. На фотографиях, показанных на информационных табличках между картинами, мужчина невысокого роста одет по последней моде: высокая округлая шляпа, пальто и, конечно, трость. Несмотря на свое благородное происхождение, он был экстравагантным и даже эпатажным человеком – в своих работах изображал настоящую парижскую реальность, простых людей, а не «сладкую» и фальшивую картинку, которую хотело видеть знатное общество. Художник любил гулять и рисовал то, за чем наблюдал. Еще чаще заходил в любимые кабаре – там его знали многие. Так появилась картина двух женщин в «Мулен Руж», одном из заведений, которая показана в начале экспозиции. Эта литография выполнена в пастельных тонах, но почти без теней, что придает четким силуэтам карикатурность. В отличие от нее, висящая рядом литография-портрет Берты Вади, комедийной актрисы, похожа на небрежный набросок коричневым карандашом. Она изображена сидящей и оперевшей голову на руку – именно эта часть картины написана ярче и выразительнее всего.
Дальше на экспозиции можно увидеть афиши к выступлениям в разных кабаре. Рядом с ними висят таблички с рассказами о некоторых «звездах Монмартра» и их фотографиями. Так можно сравнить настоящую актрису с ее образом, представленным на афише. Их Тулуз-Лотрек рисовал пестрыми красками, думаю, изображая тем самым насыщенную и такую же яркую жизнь артисток. Со всеми ними он состоял в дружеских отношениях и посещал их выступления.
Художник вдохновлялся не только парижской богемой. Героиня одной из его литографий «La passagere du 54» – неизвестная дама, пассажирка 54-ой каюты парохода, на котором Тулуз-Лотрек путешествовал из Гавра в Бордо в 1896 году. Женщина в пышной юбке с простой шляпкой сидит в лежаке, а впереди открывается вид на море. В том же году был создан целый альбом цветных литографий под названием «Elles» (Они) – сборник, где люди запечатлены в самые разнообразные моменты их жизни. «Женщина, склонившаяся над тазом» – яркий пример таких работ. Это, возможно, горничная, занимающаяся своим делом. Здесь никто не позирует, всех персонажей в этом альбоме будто поймали в движении. Тулуз-Лотрек работал и на заказ тоже – рисовал рекламные плакаты для журналов, книг и не только. В самом конце выставки показан плакат по заказу Андре Марти, где обыгран классический сюжет в голландской живописи XVII-XVIII вв. – «Визит врача». На его литографии изображена дама на кровати и врач, стоящий рядом вместе со служанкой. Эту работу он назвал «L’artisan moderne» (Современный мастер).
Стиль, в котором выполнено большинство работ Тулуз-Лотрека, теперь кажется мне легко узнаваемым – это нарочитая небрежность, карикатурность и яркие мазки. Художник точно отличился от знатного общества своим подходом к картинам – в них есть искренность и жизнь, знакомая обычным людям. Именно Лотрек сделал афиши искусством, и этим надолго запомнился зрителям.