Однажды в кофейне я увидела коробку с большой надписью «Зины». Подойдя ближе, я обнаружила там маленькие книжечки с засушенными цветами и красивыми рисунками. Потом я узнала, что зины — это маленькие журналы, которые выпускаются независимыми и малотиражными изданиями. Название «зины» образовалось от английского слова «magazine». Но от журналов они отличаются тем, что ориентированы на узкую аудиторию, что позволяет авторам углубляться в более личные темы и предпочтения. Например, в моей голове любая музыка сопоставляется с различными цветами и погодой: дождливым серым днем или солнечным желтым. Чтобы поделиться своим ощущением от песни с другими, я могу создать маленький зин: подобрать подходящий цвет, цитаты и добавить скетчи.
Согласно сайту skillbox media, зины появились в 1930-х среди различных субкультур. Для них это был способ рассказать самые главные события и при этом показать свою принадлежность к определенной культуре. Обычно они небольшие по объему, но главное – число страниц должно быть кратно четырем, тогда получится скрепить книжку. Зины – издание, которое создается небольшими группами людей, поэтому их количество обычно не превышает сто штук, а на каждом экземпляре указывается его номер. Продаются такие работы в книжных магазинах и выпускаются для специальных фестивалей, посвященных самиздату. На таких мероприятиях проводят мастер-классы по изготовлению собственных маленьких журналов, опытные издатели читают лекции, и другие люди обмениваются своими работами. Один из таких фестивалей по созданию зин — «Низина», проходящий в конце сентября в Санкт-Петербурге.
Когда люди делают зины, они переносят часть своих мыслей на бумагу, таким образом освобождаются от них, поэтому для многих процесс создания подобных книжек — своеобразная терапия. Для того чтобы создать любой зин, надо выбрать формат работы. Один из вариантов – сюжетная книжка. Такой журнал может быть основан на личных переживаниях автора, на той проблеме, которая его волнует. Девушка Анна создает и продает именно такие зины: «Когда ты показываешь свою работу другим людям, и они находят себя в ней, становиться не так одиноко. Понимаешь, что не только ты столкнулся с такой проблемой». Каждый сам решает, как донести до других свои переживания, главное — чтобы в работе была заложена какая-то идея. Например, показать, как взаимодействие с семьей в детстве влияет на дальнейшую жизнь, как в зине Анны «Дом бабочек». Для поклонников книг, фильмов или даже науки тоже есть вариант: фанзины. Они бывают о психологии, путешествиях, известных актерах или о том, что люди думают о какой-то определенной проблеме.
Следующий шаг после выбора тематики – найти подходящий способ сообщения информации. Кто-то подбирает «рассказчика» и делает его персонажем сюжета, кто-то ведет повествование с помощью подобранных цитат или рисунков. Вот, например, как в работе Анны есть тот, кто рассказывает всю историю — мальчик, у которого сложные отношения с мамой. Третий шаг в создании своего зина -это создание коллажей или скетчей – визуальная составляющая, то что больше всего влияет на восприятие работы. Чаще всего это подборка из личного архива автора, ведь такие фотографии дают «живость» всей композиции. Потом все это собирают, печатают и продают.
В следующий раз, когда я буду очень долго о чем-то думать или переживать, я возьму в руки краски и бумагу и нарисую маленький самодельный зин. Он будет соответствовать моим эмоциям, и так мне будет проще поделиться ими с другими. Это как рассказать кому-то, чтобы не держать все в голове, а выложить на бумагу, которую потом можно пересмотреть и потрогать.