Впервые я посмотрела фильм «Класс коррекции» в 14 лет. Он очень плотно засел в моей памяти, как образ какой- то «нереальной» реальности, жестокой, несправедливой и глупой. И каждый год, наивно веря, что сейчас проблемы в фильме не такие актуальные, а действия там гиперболизированные, возвращаюсь к нему и хочу все больше отмыться от какой-то грязи, ужаса, который увидела на экране.
«Класс Коррекции» — первый полнометражный фильм Ивана Твердовского. Кинокартина стал одним из главных открытий 2014 года. На «Кинотавре» он получил не только «Лучший дебют», но и приз кинопрокатчиков. Он был поставлен по повести психолога Екатерины Мурашовой. До этого режиссер уже снимал короткометражные фильмы, посвященные острым социальным проблемам, главные герои которых были подростками. Например, «Болевые точки» про начинающую актрису-студентку, готовую пойти на все ради успеха в карьере, или «Словно жду автобуса», в котором несколько парней подбирают на автобусной остановке школьницу и везут ее «на хату». Можно заметить, что образы, которые режиссер использует в своих предыдущих работах, повторятся и в его первой полнометражке.
Первый кадр «Класса коррекции» — поезд. Вокруг суматоха, подросток бросился под колеса. Лена Чехова (Мария Поезжаева) смотрит на это с ужасом, но разглядеть лицо мальчика не успевает — вместе с мамой она спешит в школу, на свой первый учебный день. Главная героиня — инвалид колясочник. Все эти годы она училась на домашнем обучении, и, чтобы сдать экзамены и наконец-то завести друзей, ее отправляют учиться. Но не вместе с нормотипичными детьми, а в класс таких же, как она: ребят с ДЦП, туберкулезом, эпилепсией. На протяжении всего фильма чувствуется, как отделяют этот класс от остальных, будто не давая им надежды на хорошее, такое же как у всех подростков, будущее. В первую очередь эту мысль вселяют педагогический состав школы – уборщица, завучи и ,конечно, директриса, Тереза Павловна. При знакомстве Лены со школой она прямым текстом говорит: «У них все отдельное, свой коридор отдельный, туалет отдельный». «Зона» класса коррекции отделена решеткой, у меня сразу появилось заключения в тюрьме. Лена сразу подружилась с ребятами в своем классе и даже нашла свою первую любовь – Антона Соболева (Филипп Авдеев). Всех героев объединяет одна общая беда — они отгорожены от общества, поэтому также быстро принимают «свою», рассказывают ей про школу, про свои занятия и зовут ее с собой. Все предельно просто, они изгои для общества, а общество изгой для них. Все сцены с этой компанией казались мне до ужаса понятными и простыми. Разговоры не о чем, какая-то «скомканность», камеру будто дали одному из подростков, и он в спешке, «трясучке» снимал все, что видел вокруг. Любимое времяпрепровождение ребят после учебы – ходить к поездам, на небольшую жд станцию, ту самую, которая фигурировала в начале фильма. Их “заряд адреналина” – ложиться под поезд, закрывая руками голову. Они говорили что это как будто открывает второе дыхание, жизнь после этого делиться на «до» и «после». Как мне кажется, такое испытание – обряд инициации. А сам поезд — символ окружающего подросткового мира: такого же несущегося на них, грохочущего, угрожающего, страшного. Ее «до» ощущается как надежда, желание как-то поменять все вокруг. То она мотивирует всех скорой комиссией, то ругается с учителями из-за простой программы для слабоумных «20 делить на 10», с которой они точно не сдадут егэ. Но ничего не выходит, учителя ни во что не ставят, и показательно заставляют инвалидку-колясочницу встать и выйти из класса. А ребята предают. Режиссер будто разрывает привычной образ «не такой» девочки, которая приходит «сверху», спасая общество. Но уже после того, как Лена набралась смелости и повторила за ребятами игры на рельсах – стала частью этого агрессивного мира. Хотя сначала, она не принимала их или скорее удивлялась их жестокости и злобе.
Тот самый мальчик, попавший под поезд, был их бывшим одноклассником. Символично, что именно на его место посадили новенькую. И вместо того, чтобы проститься с ним, они устраивают «пир» в столовой. А вместо подноса для каши они используют траурную рамку. Их общность оказывается не так уж и проста – те, кто не с ними, не входит в их рамки или еще как то отличается – их враг, как и бывший ученик. Для Лены это потрясение, она сравнивает своих одноклассников с животными.
Образ Лены Чеховой напоминает образ ангела, который Твердовский уже использовал в своих проектах. Мир режиссера часто живет во зле, и спустившиеся на землю «ангелы» страдают от этого зла и даже гибнут морально. Даже «светлая» любовная линия, которая сначала будто вселяла надежду на счастливое будущее если не для всех, то хотя бы для этой парочки, привела к трагедии. Первый эротический опыт «ангела» с одноклассником происходит в грязном школьном туалете. Она в белых, ворованных у мамы чулочках, просит намазать ей ноги кремом. Эта деталь привносит в их отношения элемент какой-то «аптечности», патологии. Все это, на самом деле, выглядит как падение «ангела», которое началось с того, как она попала в класс коррекции и до конца. Любовь — уже далеко не светлое, возвышенное чувство. Его будто высмеивает режиссер, включая сцену их неудачного сексуального опыта в квартире Антона.
Кульминация фильма и то, что погубило главную героиню — сцена с изнасилованием. Все это происходит около тех самых железнодорожных путей. Одноклассники оказываются настоящими животными, которые привыкли решать вопросы только жестокостью, которую видели со стороны других по отношению к ним. Они высмеют любовь, возненавидят за это Лену и будут мстить, ведь никто не имеет права затрагивать высокие чувства, подниматься над «грязным» и «мерзким», в котором они привыкли жить. Перед этим они ломают инвалидную коляску, будто отрезая ей крылья. И после оставляют лежать ее грязной, в истерике, в рваной одежде валяться на траве.
Основная цель фильма — показать отношение общества к «особенным» ребятам. Автор буквально кричит о том, что старшее поколение вселяет такое отношение своим детям, и это цепочка, которую невозможно приостановить. А сами дети-инвалиды, вынужденные жить в таком мире, вырастают озлобленными и жестокими. Это читается последних сценах. После той долгожданной проверки все ребята успешно проходят комиссию. Их ждет обычный класс, обычная жизнь, и теперь они уже будут сами выступать как нагнетающее и унижающее других, отличающихся от всех, поколение. Проверку не прошла только Лена — она так и останется «чужой» и непонятой в этом обществе. В заключительной сцене ее мама бьется в истерике, потому что так и не смогла найти «их коридор», там, где их примут, не будут тыкать в грязные колеса коляски и не будут унижать. Но Лена «обретает» новые крылья, она встает на ноги. Твердовский показывает что жить праведно, как «ангел» получится только в одиночестве, разочарованности.