Раннее утро. Ученый-биолог, живущий в небольшом деревянном домике, едва успел уснуть, как вдруг его разбудили хрипы и стуки моржей в дверь. Такие случаи давно стали привычными исследователю Максиму Чакилеву, который каждую осень наблюдает за животными на мысе Чукотского моря. Приехавшие в это место режиссеры Максим и Евгения Арбугаевы были поражены выходом морских обитателей на берег. В своем документальном фильме «Выход» они показывают миграцию моржей. Кинолента вышла в 2022 году, а в 2023 стала номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».
Евгения и Максим – северяне, поэтому их особенно обеспокоили трудности жизни обитателей Чукотского мыса. «Когда мы впервые увидели выход моржей, нам стало понятно, что в этом очень наглядно проявляется проблема глобального потепления и того, как оно отражается на Арктике», – делится Евгения Арбугаева в интервью журналу «Сеанс». Каждую осень, как только погода становится холодной, моржи мигрируют. Из-за глобального потепления млекопитающие больше не могут делать остановки на ночлег на льду, ведь он тает. Зверям приходится выходить на берег, на котором возникает огромная давка, и многие животные погибают. С такими проблемами морские обитателя сталкиваются уже несколько лет. В 2020 году, когда был снят фильм, потепление было особенно сильным.
Максим Чакилев уже более десяти лет исследует млекопитающих, наблюдает за их численностью, за тем, сколько они времени проводят на земле и когда уходят в воду. В пик сезона миграции десятки тысяч морских обитателей окружают домик ученого так, что тот несколько дней не может выйти на улицу. Иногда моржи могут зайти в гараж, который стоит рядом с домиком Максима. Мужчина пытался заколотить проем досками, но звери их выламывают и все равно заходят в помещение. За несколько лет работы на мысе Максим выяснил для себя некоторые особенности в общении с моржами. Например, если одного зверя можно прогнать небольшим шлепком, то поступать так со стаей не стоит – животные могут начать паниковать. Несмотря на свою внешнюю невозмутимость, видно, что мужчина искренне сочувствует зверям, вынужденным находиться в крайне тяжелых условиях. Максим всегда с заботой и состраданием говорит о моржах, даже когда те пробираются в его гараж, мужчина не кричит на животных, а спокойно просит их уйти.
Фильм вызывал у меня тревогу, чувство безысходности из-за невозможности хоть чем-то помочь животным. Вот исследователь просто сидит за столом, записывая что-то в свой дневник, и кажется, что ничего страшного произойти не может. Но уже через пару секунд кадр меняется и перед нами предстает толпа измученных моржей. Такая смена кадров используется несколько раз, вызывая у зрителей напряжение и беспокойство. Понимаешь, что ученый никак не может помочь морским обитателям и независимо от его действий звери пострадают.
В кадре показывают 90 тысяч моржей, от такого огромного количества животных буквально рябит в глазах. В фильме нет никакой музыки, поэтому каждый звук моря, ветра и животных слышны очень ясно и отчетливо. Меня больше всего поразили крики зверей – испуганные, отчаянные и наполненные болью. Многие кадры снимали ночью или ранним утром, поэтому они темные и мрачные. Серая, будто немного потускневшая картинка всего фильма, оставляют после просмотра чувства подавленности. Такой цвет подчеркивает трагичность фильма, тяжелую ситуацию, в которую попали обитатели Чукотского моря из-за экологических проблем. «Хотелось поместить зрителя в эту избушку и дать ему как можно больше пространства, чтобы он сам видел, что происходит – без закадрового голоса, без навязывания определенных мыслей, без прямого послания», – рассказывает Евгения Арбугаева.
Глобальное потепление всегда казалось мне не очень значительным, на мою жизнь оно никак не влияло. Фильм «Выход» показал мне, насколько изменение климата масштабная проблема, особенно для живых существ. Я была поражена, когда увидела, как сильно некоторые экологические проблемы, которые кажутся нам, людям, маловажными, портят существование животным.