Некоторые книги пугают своей реалистичностью настолько, что кажется будто
фантастика – это вовсе не следствие чьего-нибудь воображения, а отражение истории,
базовых человеческих страхов и пороков. Фантастика выглядит реальной именно потому,
что чувства героев реалистичны.
Страх наказания. Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».
Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, задача которого в этой книге не тушить
огонь, а разжигать его, уничтожая книги. Это не какая-то сомнительная литература, а
обычная: та, какую читают даже в школе. И это страшно. Сжигание книг символизирует
не только физическое уничтожение предмета, но и отказ от стремления к знаниям, отказ
от самостоятельности и собственной личности. Это напоминает события, происходящие в
нацистской Германии в 1933 году. С приходом национал-социалистов к власти книги
сжигались в 70 городах Германии. И кто же знал, что не пройдёт и 10 лет, как начнутся
массовые сжигания людей в концлагерях? В этом пугающая составляющая книги для
меня. В том, что тоталитаризм существует и существовал, то, что люди, как обезличенная
толпа, способны творить ужасные вещи и не понимать этого. Помимо моих переживаний,
сам же Монтэг в начале книги говорит, что десять лет работает пожарным и ни разу не
читал книги, потому что это карается законом. В большинстве именно страх наказания –
это основная причина недалекости общества в антиутопиях. Так и получается, что в тех
произведениях, где, должны бы быть необычные страхи, присутствуют самые обычные –
базовые: страх наказания, неизвестности, смерти, одиночества.
Страх неизвестности. Фрэнк Герберт «Дюна».
Главный герой, Пол Атрейдес, на протяжении книги видит вещие сны. Он их боится, ведь
они непонятны и отрывочны, хоть и правдивы. В своих снах он видит предупреждения о
неизбежной войне, но справляется со своим страхом. Я думаю, что человек боится
неизвестности, потому что он теряет контроль над ситуацией, если чего-то не знает. В
случае Пола он не может контролировать то, что видит во сне, поэтому и боится.
Страх смерти. Джоан Роулинг «Гарри Поттер».
Речь идёт не сколько про мальчика, который выжил, а про того, кого нельзя называть –
Волан-де-Морта. Темный лорд создал семь крестражей, убив семь человек для разделения
и заполнения своей душой предметы, что при правильных обстоятельствах, делало его
бессмертным. Волан-де-Морт боялся смерти, потому как у него была идея, которая по его
замыслу должна была воплотиться в реальность: полное очищение людей с «нечистой»
кровью. Смерть мешала Темному Лорду, он ужасно ее боялся, поэтому он и убивал всех,
кто может нанести ему вред. Я не считаю адекватной идею «очищения» крови, однако я
понимаю, что люди эгоисты, они боятся, что их идеи могут не воплотиться никогда.
Поэтому и существует страх смерти. Умирает человек, а вместе с ним его идеи и смысл
жизни. Нет ничего. Он не может принимать участие в жизни: а своей или всего мира – уже
не так важно.
Я могу понять героев именно потому, что когда-то чувствовал или чувствую сейчас эти
страхи. Они мне близки, потому и книги, и сюжеты становятся интересными. И поэтому,
чтобы фантастика могла завлечь, ей даже не нужно что-то сверхъестественное, неземное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *